На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 337

пятое числа того же месяца1. Таким образом, согласно древнеримскому календарю, X день до календ февраля соответствовал 23 января, VII день до ид мая —9 мая, а III день до нон октября — 5 октября. Счет дней от календ, ид и нон при реформе календаря, проведенной в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем, был сохранен и получил широкое распространение. В Восточной Римской империи он также был известен в течение первых веков нашей эры, но в V — VII ее. в Византии повсеместное применение получил принятый ныне счет2. На Руси и в южнославянских странах счет с нарастающим порядком дней от начала месяца наряду со счетом на христианские праздники и памяти святых был общераспространенным. Тем больший интерес представляют случаи применения в русской оригинальной письменности XII — XIV ее. римского счета от календ и те сведения о нем, которые существовали на Руси. В анонимном Сказании о Борисе и Глебе, южнорусском (скорее всего, киевском) памятнике второй половины XI или первой четверти XII в.3, в календах августа и одновременно в числах июля указана дата смерти князя Бориса от руки убийц: «и абие оуспе, предав душю свою в роуце бога жива, месяца иоулия въ 24 день, преже 9 каланд а (в) густа»4. 1 Бикерман Э. Хронология древнего мира. Древний Восток и античность. М., 1976, с. 38—39. 2 Grumel V. La chronologie. Paris, 1958, p. 175—176. 3 О датировке Сказания см.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, с. 29—97; Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преподобного Нестора.— ИОРЯС, 1914, кн. 1, с. 135—143; Воронин H. Н. «Анонимное» сказание о Борисе и Глебе. Его время, стиль и автор.— ТОДРЛ, М.— Л., 1957, т. XIII; Ильин П. Н. Летописная статья 6523 года и ее источник. М., 1957. 4 Успенский сборник XII —XIII ее. Изд. подгот. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпов. М., 1971, с. 49. 5 Легенда мантуанского епископа Гумпольда о св. Вячеславе чешском в славяно-русском переложении. Труд Н. К. Никольского.— В кн.: Памятники древней письменности и искусства, вып. 174. СПб., 1909; Флоровский А. В. Чехи и восточные славяне. Очерки по истории чешско-русских отношений (X—XVIII ее.). Прага, 1935, с. 132—133; Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. М., 1970, с. 69-71 (А. И. Рогов). 6 «Sub 4 Kalendarum Octobrium perpetuo laetantia regni coelestis ingredi-tur consortia* — «четвертый день пред капанном октябромь в вечноф веселие царства небесного вниде» (Легенда мантуанского епископа Гумпольда, с. 56—57). Счет от календ велся включительно, т.е. сам день календ (первое число месяца) также включался в указываемое число поэтому здесь дается дата смерти 28 сентября, совпадающая со сви- Установлено, что одним из источников Сказания было житие князя Вячеслава чешского, написанное на латинском языке в 970-х — 80-х годах епископом Гумполътом и переработанное в Чехии на славянском языке (было написано глаголицей) около 1000 г.5 Как в этом житии, так и в его славянском переложении смерть князя Вячеслава датирована в календах6. Это дает осно- 12 Восточная Европа 337


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes