На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 325

знание родства Гедимина с Рюриком могло поставить под сомнение правовую основу притязаний великих князей московских на белорусские и украинские земли как часть вотчины их «предка» Владимира Киевского. К началу 40-х годов XVI в. было найдено решение, удовлетворившее и Гедиминовичей, и московское правительство. Гедимин был объявлен потомком одного из сыновей полоцкого князя Рог-волода-Давила, который вместе со своим братом Мовколдом «забежали» в Константинополь в начале XII в., а потом были взяты «волынянами» на литовский трон25. Включение этого рассказа в такой свод официального происхождения, как Воскресепская летопись, означал признание боярским правительством 40-х годов происхождения литовских князей от Рюрика26. Означало ли это, однако, признание прав Гедимина и его потомков на белорусские и украинские земли? Думается, эту сторону дела можно осветить, ответив на вопрос, почему в качестве предков литовского рода были избраны полоцкие Рогволодовичи. Обстоятельствам их появления в Царь-граде посвящен пространный рассказ в статье 6637 г. той же Воскресенской летописи27. 25 ПЕРЛ, т. VII. СПб., 1856, с. 253. 26 И в версиях «Родословия литовских князей» в «Сказании», «Чудовской повести», Архангельском списке и в статье Воскресенской летописи («Начало государей литовских») есть рассказ о Наримонте, совпадающий по содержанию. По своим основным фактическим данным он восходит к известиям московских летописей о событиях середины XIV в. (см. статьи 6841 и 6853 гг. в Софийской I и зависящих от нее летописях). По мнению А. Л. Гольдберга и Р. П. Дмитриевой, первичен текст «Начала», из чего фактически следует, что эта версия происхождения Гедимина возникла в России не позднее 20-х годов XVI в. (Гольдберг А. Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха.— ТОДРЛ, т. XXX, с. 212; Дмитриева Р. 27. О текстологической зависимости, с. 223). Но никаких текстологических аргументов в пользу своего тезиса они не привели. Сравнение текстов не дает определенных показаний в пользу первичности «Родословия» или «Начала». Справедливое же наблюдение Дмитриевой о том, что летописные записи о Литве середины XIV в. специально и широко привлекались именно при составлении указанных выше версий «Родословия^, позволяет считать, что текстологическая связь была обратной, тем более что в статье Воскресенской летописи — это единственный факт использования летописных свидетельств о Литве. 27 ПЕРЛ, т. VII, с. 28—29. 28 Там же, т. II. М., 1962, стб. 303—304. Здесь сообщается, что «полотцкие князи», а в их числе и два Рогволодича, были «заточены» и высланы в Царьград Мстиславом за то, что «не бяхут в его воли и не послышахоут его, егда зовяшеть и в Русскую земно в помочь» против половцев. За это преступление они и были лишены великим князем своей доли в «Русской земле». Данный рассказ, заимствованный у летописца XII в. — сторонника сильной власти великого князя киевского 28, — оказался как нельзя более кстати для книжников москов


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes