На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 297

назван русский народ, борющийся с половецкими ордами6; Русь и связанные с ней народы — оплот православия. Особенно это подчеркнуто в неизданном послании патриарха Германа II от И232 г. кардиналам, где «бесчисленная — из тысяч народностей — Русь» наряду с кавказцами, народами Северного Причерноморья, представлена в единстве с византийсишм миром перед лицом латинского запада7. Оппозиция «варвары» — «неварвары» обретает на этом уровне конфессиональный характер: «варвары» — «христиане» 8. Хронологически в византийских источниках укрепление отмечаемого представления о Руси наблюдается с конца XII — начала XIII в. Участие иерархов Руси в церковных соборах9, посольства и паломничества в Византию10, деятельность Русского афонского монастыря 11—реальное подтверждение таких воззрений. 6 Н. Хон., 691.17—692.12. 7 Codd. Vat. gr. 1409, 360—361; Athon. Dionys., 167, 27—30; Athen., 1379, 447v — 449; Athen. Parlement., 83, 172v — 173. 8 Васильевский В. Г. Epirotica saeculi XIII.—BB, 1896, t. Ill, 269.17—20; ср.: PG, 132, 1105-1106 C. 9 Bhallis G., Potlis M. Еоѵта^рл iwv &ei(ov xai iepâw xavôvcov. Athenai, 1852—1858. 10 Терновский Ф. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси, т. II. Киев, 1876, с. 6 и сл. Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI— XII ее.— BS, 9, 1947, с. 32 и сл. 12 Н. Хон., 692.2; 691.18— 19; 692.15; Кинн., 236.20-23; 115.19, 232.5, 6-7; 235.4. *3 Н. Хон., 692.12—18. Наконец, третьим уровнем определения места Руси в структуре современного обществу, по византийским источникам, оказывается прямое сопоставление внутренних общественно-политических систем Руси и Византии, замечаемое византийскими авторами сходство процессов социального развития двух государств. Византийцы четко фиксируют наличие на Руси отдельных соперничающих княжеств: термины, обозначающие князей (т]уе[ла)ѵ, ои....архих&ч тсроеорейоѵтес, 6 бЧегссоѵ, дишзх-цс, фоХар/ос, ар/соѵ)12, соответствуют титулам, применимым к правителям других европейских государств — Венгерскому и Богемскому королевствам, Болгарскому царству, южнославянским государствам. Более того, Никита Хониат повествует о разразившейся к началу XIII в. «братоубийственной резне», в которой Роман Галицкий разбил «правителя Киева» Рюрика13 Еще раз вспоминает он об усобицах среди «тавроскифских» династов в связи с рассказом о борьбе между сыновьями Стефана Немани в Сербии. Политическая раздробленность и внутренняя борьба отмечаются, помимо «тавро- скифов» и «далматов», у сельджуков, венгров и многих других народов, причем источником такого процесса, охватившего мир, считается само государство ромеев: «Так пример братоубийства, показанный в Царьграде, сделался как бы образцом, моделью или даже общим правилом для всех концов земли; так что не только


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes