|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 290
походов скандинавов как на Русь, так и в другие страны, была нажива. Об этом достаточно красноречиво говорит,
например, руническая надпись из Грипсхольма (Швеция, Сёдерманланд): «Они отважно уехали далеко за
золотом и на востоке кормили орлов» 9. Прибыльность пребывания на Руси отмечается в ряде надписей из
Швеции, в частности на памятнике из Веды (Швеция, Упланд): «Торстейн.... приобрел этот хутор и нажил
[богатство] на востоке в Гардах» 10.
Однако вопрос о формах и размерах оплаты скандинавских наемников на Руси еще не рассматривался
специально, кроме отдельных замечаний по этому поводу А. И. Лященко 11 в связи с анализом «Саги об Эймунде»
и М. Б. Свердлова при характеристике деятельности скандинавов на Руси в это время 12. Представляется, что более
пристальное внимание к этой стороне отношений Ярослава со скандинавами позволяет уточнить место варягов в
русском войске и их положение на Руси в это время в целом.
Скандинавские источники (в первую очередь саги, как королевские, так и родовые) уделяют много внимания
описанию вознаграждения, получаемого скандинавом за службу иноземным правителям. Интерес авторов саг к
этому вопросу объясняется рядом причин: с одной стороны, деятельность викингов, собственно, и направлена на
приобретение материальных ценностей, и поэтому описание приобретенного является характеристикой и
оценкой успешности этой деятельности; с другой стороны, рассказы о получении героем особо ценного предмета
(меча, браслета, плаща и т. д.) являются средством прославления героя, т.е. способствуют его идеализации. Более
того, получение ценной вещи из рук прославленного конунга служит приобщением героя к его удаче и славе.
Однако эти сообщения саг достаточно кратки: «Конунг поблагодарил его (Гуннлауга.—Е. М.) за песнь и в награду
за нее дал ему пурпурный плащ, подбитый лучшим мехом и отделапный спереди золотом», и далее: «Он сделал
Гуннлауга своим дружинником» 13. Здесь, как и в большинстве аналогичных мест, упоминание платы следует
после изображения действий героя. Никаких указаний на предварительное соглашение об условиях оплаты ни
здесь, ни в других сагах не содержится.
9 Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи (тексты, перевод, комментарий). М., 1977, № 32.
10 Там же, № 63.
11 Лященко А. И. «Eymundar saga» и русские летописи.— «Известия Академии наук СССР», VI серия, 1926, т.' XX, № 12, с.
1061—1080.
12 Свердлов М. Б. Указ. соч.
13 Исландские саги. Под ред. М. И. Стеблин-Камепского. М. 1956 с. 36.
Наиболее подробно прием наемников на службу описан в «Саге об Эгиде»: «И тогда конунг Адальстейн
(король Англии.— Е. М.) стал собирать войско и брал к себе на службу всех, кто хотел добыть так богатство, будь
то иноземцы или жители Англии. Торольв и его брат Эгиль плыли на юг вдоль страны саксов
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|