На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 285

XXVII, 326); «....и принимают они его (князь Ярослав и княгиня Магнуса, сына Олива.— Т. Д.) с почетом, и был он воспитан там среди дружины и с не меньшей любовью, чем их сыновья» (Msk., 2); «Конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей» (I. F., XXVIII. 70). Олав, сын Трюггви, и Магнус, сын Олива Святого, находятся некоторое время на воспитании у русского князя (у Владимира и Ярослава соответственно). Олав, сын Трюггви, и Харальд, сын Сигурда, возвышаются на военной службе на Руси: «Конунг Вальдамар поставил его (Олива.— Т. Д.) хёвдингом (предводителем.— Т. Д.) над тем войском, которое он отправил охранять страну: у Олива было там несколько сражений и он умело управлял войском» (1. F., XXVI, 251); «Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга (князя Ярослава.— Т. Д.), охранявшими страну, вместе с Эйли-вом, сыном ярла Рангвальда» (I, F., XXVIII, 70). Все четыре конунга отправляются из Руси назад в свою страну с целью захватить (или, как в случае с Олавом, сыном Харальда,— вернуть себе) власть в Норвегии. Таким образом, при несходстве деталей общая схема выдерживается во всех четырех случаях: норвежский конунг, являющийся на Русь не с воинственными намерениями, оказывается здесь встреченным со всеми подобающими почестями, он любим князем и княгиней, он проявляет себя с лучшей стороны на службе у русского князя, которая подготавливает его к дальнейшей борьбе за власть в Норвегии. Итак, описания похождений норвежских конунгов на Руси подчинены определенному стереотипу. Однако не следует забывать, что стереотип не был чисто «литературным» явлением, но являлся отражением действительно существовавших норм и определялся в момент своего возникновения самой жизнью 10. Чем же объяснить тот факт, что русские источники, знающие скандинавов на Руси, не называют имен норвежских конунгов, находившихся здесь на службе, и не упоминают воспитывавшихся здесь сыновей конунгов? По-видимому, в сагах роль скандинавов на Руси значительно преувеличена. Все рассмотренные нами известия, взятые изолированно, выглядят вполне правдоподобно, и только при рассмотрении их в общем контексте саг можно видеть, что эти части саг созданы в соответствии с этикетными требованиями. 10 Мы говорим именно о моменте возникновения стереотипа, ибо зачастую срок жизни литературного стереотипа был больше срока жизни самого явления, которому он был обязан своим существованием. 11 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. «Литературный этикет» 11 средневекового автора складывается из представлений о том, 1) как должно свершаться то или иное событие, 2) как, в соответствии со своим положением, должен вести себя герой и 3) какими словами это должно быть описано. Следовательно, мы можем говорить о трех «этикетных» уровнях,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes