На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 284

Конунга (или сына конунга) на Руси и выяснить, как «работает* этот стереотип в сагах. Если проследить нашу «заданную» ситуацию по сагам9, то можно выделить следующую устойчивую литературную формулу: скандинавский конунг попадает на Русь в качестве искателя помощи и защиты (в связи с осложнением политической обстановки у него на родине) и оказывается здесь окруженным почетом и вниманием. Обратимся непосредственно к текстам. По разным причинам и в разное время оказываются на Руси четыре конунга: Олива, сына Трюггви [годы правления 994— 1000 (999)], выкупает из эстонского плена (девятилетним мальчиком) его дядя по матери Сигурд, приехавший в Прибалтику собирать дань для русского князя, и привозит на Русь ко двору князя Владимира; Олав, сын Харалъда [1013 (1015)—1028], бежит из Норвегии от своих политических противников к князю Ярославу и княгине Ингигерд; решив вернуться на родину, он оставляет на воспитание князю Ярославу своего малолетнего сына Магнуса [1034 (1035)—1046 (1047)]; Харалъд, сын Сигурда [1046 (1047)—1066], бежит после битвы при Стикластадире, и Русь заменяет ему на время дом и явлется как бы отправным пунктом для всех его дальнейших странствий; сюда на хранение к князю Ярославу отсылает он награбленные им в Африке и Византии богатства. 9 Источником служат Morkinskinna, сборник саг о норвежских конунгах с 1035 и, вероятно, по 1177 г. (конца списка нет), записанный в 1217— 1220 гг. или раньше [издание: Samfund til udgivelse af gammel nordisk litteratur, vol. LI 11, F. Jonsson, 1932 (далее — Msk.)]; Fagrskinna, сборник саг о норвежских конунгах с IX в. по 1177 г., записанный около 1220 г. (издание: Samfund til udgivelse af gammel nordisk litteratur, vol. XXX, F. Jonsson, 1902—1903); Heimskringla, сборник саг о норвежских конунгах с древнейших времен по 1177 г., записанный, как принято считать, исландцем Снорри Стурлусоном в 1220—1230 гг. [издание: Islenzk Fornrit (далее — 1. F.), vol. XXVI—XXVIII. Reykjavik, 1941—1951]. Ссылки на издания — в тексте. Хотя обстоятельства появления на Руси норвежских конунгов различны, все они ищут здесь временное прибежище и обретают его. Более того, согласно сагам, все четыре конунга оказываются хорошо принятыми русским князем и окруженными почетом и уважением: «....конунг (князь Владимир.— Т. Д.) взял Олива (сына Трюггви.— Т. Д.) под свое покровительство и обращался с ним прекрасно, как и положено было обращаться с сыном конунга» (1. F., XXVI, 232): «Олав, сын Трюггви, все это время находился в Гардарики (на Руси.— Т. Д.) и был в высочайшей милости у конунга Вальдамара (Владимира.— Т. Д.) и любим княгиней» (1. F., XXVI, 251); «Конунг Ярицлейв (князь Ярослав.— Т. Д.) радушно встретил конунга Олива (сына Хараль-да.— Т Д.) и предложил ему остаться у него и взять столько земли, сколько ему нужно, чтобы содержать свое войско» (I. F.,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes