На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 264

а направление на Начихеван — это направление в сторону Персии. Как, впрочем, аргументирует Манандян свое предположение? Дело в том, что исследователь опирался в данном случае на «Историю» Себеоса. И здесь мы сталкиваемся с еще одним противоречием локализации Манандяна. Манандян сопоставляет анализируемый фрагмент «Хронографии» Феофана со следующим свидетельством Себеоса: «Когда увидел Ираклий, что его окружили, он двинулся против войска, находившегося в тылу, стремительной силой разбил и разгромил его и пошел через Цхук; и выбрался он зимою через горы в равнину Начихевана» 14. Однако рассказ Феофана и повествование Себеоса не соответствуют друг другу. Во-первых, в «Хронографии» ничего не говорится об окружении Ираклия 15, а во-вторых, описываемые Феофаном события происходят не зимой, как у Себеоса, поскольку с наступлением зимы, по Феофану, Ираклий был уже в Персармении у Сальваны 1в. Вместе с тем и дальнейшее изложение Себеоса не согласуется, вопреки Манандяну17, с данными «Хронографии». Весь маршрут движения армии Ираклия до сражения у Ал си восстанавливается Манандяном по Себеосу так: через Сю-нию Ираклий направляется в Начихеван, затем через Багреванд в Апахунию, оттуда через Патнос и Зомик к перевалу Алси (в 20—25 км к северу от Арчеша), где и происходит столкновение византийского и персидского войска 18. Тем самым военные действия развертываются в пределах Персидской Армении. Но Феофан сообщает о появлении императора в Персармепии только после упоминания об отступлении Ираклия в «страну гуннов» 19, т.е. ромеи находились где-то вне Персидской Армении, а поход в «страну гуннов» скорее всего предшествует тому, о чем пишет Себеос. Таким образом, у Себеоса и Феофана речь идет о разных эпизодах византино-иранской войны и отождествление сведений византийского и армянского авторов, из которого исходит Манандян, едва ли правомерно 20. 14 Манандян Я. А. Указ. соч., с. 143. 15 Византийский хронист пишет лишь о преследовании персами армии Ираклия (Theoph. Chron., I, 310.21). 16 Ibid., 311.12—21. 17 Манандян Я. А. Указ. соч., с. 143. 18 Там же, с. 141—144. 19 Собственно говоря, это следует и из перевода фрагмента «Хронографии», приведенного Манандяном: «Между тем царь, продолжая путь, пришел в страны Персидской Армении» (там же, с. 143). *° О несовпадении в данном случае описаний Себеоса и Феофана писал Э. Герланд (Gerland Е. Die persischen Feldziige des Kaisers Herakleios.— BZ, Bd III (1894), S. 356f, 359), не аргументируя, однако, своей точки зрения. Наконец, в цепи рассуждений Манандяна отсутствует существенное звено — анализ этнонимики Феофана, без чего нельзя получить ответ на вопрос о том, какой народ обозначен в «Хронографии» традиционным этниконом. Кроме собственно гуннов, Феофан на


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes