На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 256

ность семьи обусловлена имущественной несостоятельностью, вор подлежит смертной казни, а владелец может выкупить только членов семьи. Судебник, таким образом, зафиксировал более высокий этап общественного развития, характеризующийся усилением карательных функций государства и ростом феодальной зависимости крестьянства. В Судебнике признается наказуемой менее активная, чем в Русской Правде, форма участия. Характерно, что разбираемые нормы Судебнике входят в комплекс статей, трактующих вопросы ответственности. К названным уже статьям 1, 4—6 примыкают статьи 2 и 3, оговаривающие преимущественные права истца на возмещение причиненных ему убытков в случае несостоятельности вора. Ст. 7 определяет ответственность владельца за соучастие в «злодействе» зависимого от него человека, ст. 8—ответственность хозяина дома за тайное держание посторонних лиц. Здесь же следует назвать ст. 19, рассматривающую ответственность «господаря» за воровство паробков, хотя и расположенную в другой части Судебнике. Таким образом, 7 из 25 статей посвящены вопросам разграничения ответственности, из них четыре затрагивают сферу внутрисемейных отношений. Несомненен интерес составителей законов к этой теме. Вряд ли это простая случайность. Такое явление можно поставить в связь с общей тенденцией к увеличению гражданских и личных прав, проявившейся в Литве в XV в. 21 Kutrzeba St. Dawne polskie prawo sadowe w zarysie. Lwôw— Warszawa — Krakow, 1927, s. 21; Bardach /., Leênodorski В., Pietrzak M. Historia panstwa i prawa polskiego. Warszawa, 1976, s. 162. 22 Любавский M. К. Очерк истории Литовско-Русского государства. М... 1915, с. 326; Акты, относящиеся к истории Западной России, т. I. СПб., 1846, № 61, с. 74. См. также другие привилей. 23 Ясинский М. К. Уставные земские грамоты Литовско-Русского государства. Киев, 1889, с. 173. Наиболее остро коллективная ответственность выступает на ранних ступенях развития, в дальнейшем ответственность больших групп и территориальных объединений, а параллельно с этим — членов семьи ограничивается. В Европе эта эволюция проявилась в раннем средневековье, но в разных странах в разное время. Она поддерживалась церковью, основывающейся на священном писании и римском праве. В Польше, например, в общем виде со ссылкой на священное писание принцип индивидуальной ответственности был зафиксирован в Малопольском статуте 21. Литва также не осталась в стороне от этого процесса. Идея индивидуальной ответственности в соответствии с «правом христианьским» нашла отражение в общеземском привилее 1447 г.22 Исключения составили преступления против «господарьства» (crimen laesae majesta-tis). Полоцкий областной привилей разъяснил это общее положение, подчеркнув имущественную неответственность семьи («жомы и детей не займати и именья не рушати»). Наказанию подлежали те, кто знали о преступлении или участвовали в нем («нижьли который будеть в том деле, а то ведал, тых и казнити») 23. Более


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes