|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 237
Второй хронологический пласт известий рассказывает о событиях 1429—1461 гг. и прежде всего о феодальной
войне между Василием II, с одной стороны, и галичским князем Юрием Дмитриевичем с сыновьями — с другой.
Факты этого раздела летописи в достаточной мере достоверны. Так, статья 6937 г. о нападении татар на Галич
находит подтверждение в других летописях 20. Записи под 6939 г. также аналогичны известным летописным
текстам 21 и т. д. Автор этой монастырской летописи, по-видимому, располагал более богатыми источниками, чем
составитель жития Паисия Галицкого: тот не знал, «каковые ради вины» воевали друг с другом Василий II и
Дмитрий Юрьевич Шемяка. Есть основания думать, что Воскресенский монастырь был в свое время не лишенным
известности пунктом, вокруг которого группировались авторы церковных сочинений. В конце XVI — начале XVII
в. сюда пришел некий Антоний из Монзенского монастыря — автор богословских произведений. У него
хранились какие-то рукописи и книги. Монастырская библиотека, судя по описи 1701 г., была довольно богатой 22.
Третий пласт, по сути дела, представлен лишь тремя статьями, относящимися к 1663 г. и повествующими об
обретении «нетленных мощей» иноков во время земляных работ на территории Воскресенского монастыря. На
этом Юдинский список летописи завершается. Позднейшие добавления, натянутость которых довольно
очевидна, позволяют датировать летопись временем, близким к заключительным статьям данного списка. Других
записей по XVII в. он не имеет, а XVI в. совсем не представлен.
Сопоставление трех известных списков летописи (Юдинского, БАН и VIIБ) показывает, что разночтения
статей XIV—XV ее. не столь существенны и редко связаны со смысловыми инотолкова-ниями текста. Одно из
наиболее важных разночтений касается исходной даты летописи. В списках БАН и VIIБ указан 6843 г., а в
Юдинском — 6840. Текстуально списки VIIБ и БАН почти идентичны и различие их с Юдинским списком
заметнее.
тезки — галичского князя Андрея Федоровича в изображении монастырского летописца (ср.: Экземплярский А. В.
Ростовские владетельные князья. Ярославль, 1888, с. 38—39). Не произошло ли здесь своеобразной «пересадки»
истории ростовских князей на галичскую почву?
20 Ср.: ПЕРЛ, т. XVIII. СПб., 1913, с. 170; т. XXV. М.-Л., 1949, с. 248.
21 Ср.: там же, т. VIII. СПб., 1856, с. 95; т. XII. СПб., 1901, с. 9; т. XVIII, с. 171.
22 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. М., 1871, с. 330, 357; ЦГАДА, ф.
Монастырского приказа, on. lt д. 23, л. 409—491.
Из комплекса вопросов, возникающих при изучении этого своеобычного памятника (источники,
исторические реалии и др.), один из самых интересных — выяснение обстоятельств и мотивов появления на свет
летописи Воскресенского Солигаличского монастыря преимущественно в ее древнейшей по содержанию час
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|