|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 236
но». Пересказав содержание летописи, включая гибельный для монастыря 1375 г., издатель в заключение сделал
замечание: «Этим и заканчивается Воскресенская летопись; последние записи, очевидно, уже сделаны после».
Титов имел в виду ту часть текста, которая, согласно его публикации, относилась к XV в. и завершалась записью о
кончине Дмитрия Юрьевича Шемяки 17 Сопоставление этой части публикации с Юдинским списком (о нем
скажем ниже) выявляет большое сходство текста, хотя и с некоторыми разночтениями, прежде всего в датах.
Кроме названных выше списков летописи, автором этих строк обнаружен еще один — в составе коллекции Г.
В. Юдина из Государственного архива Красноярского края 18. Он хранился среди других исторических
документов, копии которых поступили из ряда монастырей, по-видимому, в Синод. Поскольку именно этот
список применительно к XIV—XV ее. является наиболее полным, в дальнейшем изложении будем
ориентироваться на него.
17 Возможно, что здесь произошло механическое соединение текста летописи Воскресенского монастыря с
летописными статьями другого памятника, расположенными з сборнике вслед за ней и касающимися
преимущественно Костромы и Галича (ср.: Бычков А. Ф. Указ. соч., ч. I, с. 216, № 16).
18 Государственный архив Красноярского края (далее — ГАКИ), Коллекция Г. В. Юдина, оп. 100, д. 42, л. 47—52 об.
Летопись скопирована в Воскресенском Солигаличском монастыре в 1819 г. Переписанный текст был сверен с
оригиналом, на что указывает правка, внесенная другим почерком. О находке этого списка см.: Преображенский А. А.
Коллекция Г. В. Юдина в Государственном архиве Красноярского края (Краткий обзор).—В кн.: Археографический
ежегодник за 1958 год. М., 1960, с. 291.
19 Между прочим, во времена, описываемые летописью, в соседнем Ростовском княжестве правил князь Андрей
Федорович (1331—1409). Деятельность этого князя чем-то напоминает поведение его мифического
Повествование этого любопытного летописца состоит из трех хронологических пластов. Первый охватывает
1332—1375 гг. Наряду с явно сказочными рассуждениями насчет «явления князю Федору Семеновичу» огненного
столба с громом и взывающего с небес голоса, что якобы возвещало о божественном указании князю учредить
монастырь, эта часть текста содержит и другие данные. Они таковы, что позволяют предполагать стоящие за
ними исторические реалии. К такого рода сведениям можно отнести рассказ о постепенном заселении края, где
на «великом лесе» жила чудь. Столь же вероятно повествование о приходе в те пустынные края людей,
скрывавшихся от княжеских междоусобиц. Детально перечисляются вклады в монастырь икон, драгоценных
сосудов и прочего. Да и некоторые другие сообщения при всестороннем рассмотрении могут выглядеть не столь
уже далекими от исторической достоверности. Однако бесспорно, что главные герои летописи га-личские князья
Федор Семенович и Андрей Федорович — лица вымышленные 19.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|