|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 235
Уже из этих скупых историографических данных явствует, что летопись Воскресенского Солигаличского
монастыря получила некоторую известность в дореволюционной литературе: ученые пользовались разными
списками ее 14. За исключением публикации А. А. Титова (о ней будет сказано особо), исследователи не
использовали ранние списки летописи. А таковых известно по крайне мере два: один — упомянутый выше
список XVII в. в VIIБ, второй (также относящийся к XVII в.) — в БАН и5. Если первый список излагает события XIV
в. и завершается рассказом о гибели Воскресенского монастыря в 1375 г. от рук ветлужского князя Никиты
Ивановича и его союзников, то второй захватывает и XV в... обрываясь на 1431 г. (по всем признакам продолжение
было, но утрачено).
Рукопись находилась у солигаличского жителя Ф. И. Нащокина. Ср.: Дунаев Б. И. Воскресенский летописец и его
продолжение за 18-й и 19-й ее. солигаличским служилым человеком Ф. И. Нащокиным.— В кн.: Древности. Труды
Археографической комиссии имп. Московского археологического общества, т. III. М., 1913, с. 295—300 (вступ. статья),
300— 306 (текст). Тут же напечатана родословная таблица упоминаемых в летописи князей. Дунаеву осталась
неизвестной публикация Апушки-на. По-видимому, Сырцов, Апушкин и Дунаев имели близкие по содержанию
поздние списки летописи.
14 Дунаев, например, упоминает «несколько списков» (Дунаев Б. И. Указ. соч., с. 297, прим. 1).
15 БАН, № 4. 7. 16, л. 63—70 об. Список летописи обнаружен в Сумском поселке Кемского уезда Архангельской губернии.
В БАН поступил в
1913 г.
16 Титов А. Летописец Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской.—
«Труды IV областного историко-археологического съезда в гор. Костроме, в июне 1909 г.» Кострома, 1914, с. 39—48.
Публикация А. А. Титова использовалась советскими исследователями (правда, без критической оценки содержания
памятника) в научных монографиях (Черепнин
Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV—
XV веках. Мм 1960, с. 333, прим. 9; Сахаров А. М. Города Северо-Восточной Руси XIV—XV веков. М., 1959, с. 61, прим. 46).
Летопись Воскресенского Солигаличского монастыря привлекается в современной краеведческой литературе, а
также в других изданиях на правах безоговорочно достоверного источника. Поскольку ссылки даются глухие,
трудно сказать, какие в этих случаях имеются в виду списки летописи — рукописные или опубликованные
(Ардентов И. Н. и др. Солигалич. Кострома, 1960, с. 17—19; Белоруссов Л. М. Из истории солеварения в Солигаличе.— В
кн.: Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. Краеведческие записки, Ярославль, 1973, вып. 1, с. 27;
см. также:
Тиц А. А. На земле древнего Галича. М., 1971, с. 11, 52, 84—86 и др.).
В последней работе, правда, упоминается «рукопись» летописи и отмечается, что она «включает как легендарные
сведения, так и фактические данные». Вместе с тем, как явствует из изложения, под «легендарными» автор, по-
видимому, разумеет лишь описания разного рода «знамений» и «чудес». Мифические галичские князья Федор и
Андрей здесь также фигурируют как реальные лица.
Список VIIБ позже напечатал А. А. Титов 1в. Текст был воспроизведен церковнославянским шрифтом. В
кратком предисловии к публикации Титов отметил, что предыдущее издание памятника в «Костромской
старине» осуществлено «не вполне правиле
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|