На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 180

передает содержание неизвестного нам оригинала и, вероятно, близка к нему даже по языку. Во всяком случае, в тексте Пауса пет ни одного слова, которое явно противоречило бы древнерусскому языку. Не приводя здесь аргументации в отношении самоочевидных древнерусских слов вроде «приидоша», «татарове», «оттуды», «град», «воевода», «паче» и других, отметим, что такие фразеологизмы, как «великая сила», «всяде на конь», «нача... бити непрестанно» (город пороками) и другие, встречаются в летописях и других древнерусских памятниках, датируемых до XV в. включительно15. Не совсем обычное словосочетание «пре-крепи лице свое знаменьем крестным» имеет, однако, довольно близкие аналогии в древнерусской письменности, в том числе именно в смысле божьей поддержки, «духовной» подготовки к бою (например, «плесковици же с князем Домоптом. укрепивше-ся богом и святою богородицею, прогнаша» немцев) 16; словосочетание «знаменье крестное» также известно по крайней мере с XIV в.17 «Отворили город», «отворили ворота» в древнерусской письменности в качестве трафаретного выражения означало «открыть город в знак сдачи или мира» (XI, XII, XIV ее.). Но было и обычное «открыть», «отворить» двери, ворота (так, в 1237 г. татары «силою отвориша двери церковныя») 18 Словосочетание «воскрича вси» (на татар) близко по существу к одному из значений древнерусского глагола «кликнули» (и именно в его совершенном виде) — издать боевой клич (этот воинский термин — «кликъ», «кличь» — тоже известен древнерусским памятникам). У Упиря Лихого (XI в., список XV в.) читается своеобразный комментарий-пояснепие к интересующему пас выражению «воскрича вси»: «обычаи же есть на рати... кличем въпиюще» 19 15 См., например: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка, т. I. М., 1958, стб. 216, 406, 431—432, 819; т. II, стб. 229, 418—419, 985—986; т. III, стб. 1117 и «Дополнения», с. 100; ПЕРЛ, т. XXV, с. 392; НПЛ, с. 76, 96, 288, 392. 16 НПЛ, с. 329 (под 1298 г.); Срезневский И. И. Указ. соч., т. III, стб. 1191; ср. также: ПЕРЛ, т. I, стб. 360; НПЛ, с. 376. 17 Срезневский И. И. Указ. соч., т. I, стб. 989. 18 Там же, т. II, стб. 757. 19 Там же, т. I, стб. 1219—1220, 1223. Ср. еще: «Татарове... клнчюще гласы своими на князя великого Дмитрия Ивановича» (ПЕРЛ, т. XI. СПб., 1897, с. 42 —под 1378 г.). *° Насонов Л. Я. Монголы и Русь. М.— Л., 1940, с. 30. О месте и времени, к которым могла относиться летопись (или ее протограф), послужившая оригиналом для выписки Пауса об обороне Москвы, судить можно лишь предположительно, основываясь на титуловании в ней Батые «царем». Летописи Лаврентьевская (упоминает Батые, начиная со статьи 1243 г.) и Ипатьевская (упоминает о нем с 1237 г.) этого титула по отношению к Батыю не знают20. Наиболее раннее наименование «царем» или «цесарем» (в подлиннике стоит «црмь» — под титлом) содержится под 1242 г. в Синодальном списке Новгород


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes