|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 174
на, апостола Петра. Выступающая в аналогичной функции первопрестольная церковь Киевской Руси нуждалась в
столь же основательном фундаменте, и было принято политическое решение прибегнуть для этого особо
важного случая не к обычной закладке под алтарь мощей святых безразлично какой этнической принадлежности,
которые не представило бы труда заполучить из Константинополя или Херсонеса, а сделать этим идейным
фундаментом первую усыпальницу отечественных христиан. В ней не было канонизированных святых. Хотя
литургия может совершаться только над мощами святых, но в исключительных обстоятельствах священник имеет
право литургисать на груди распластанного на земле христианина, живое тело которого будет выполнять в этом
случае функцию алтаря. Тем более годится для этой цели христианская могила по очищающему грехи признаку
смерти; литургия на кладбище издревле, начиная с катакомбного периода, составляла одно из коренных начал
богослужения. Считалось, что храм лучше всего строить над прахом мучеников-небожителейи. И наоборот,
церковь, сооруженная над могилами нехристианскими, если бы таковая где-либо существовала, имела бы
недопустимый дефект в своем сакральном качестве — она как бы опиралась на тех, чье место заведомо в аду.
11 Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l'art chrétien
antique, vol. I. Architecture. Paris, 1946; Klauser Th. Christlicher Martyrerkult, heidnischer Heroenkult und spatjudische
Heiligenverehrung.
Kôln — Opladen, 1960; Janin R. Eglises et monastères des grands centres
byzantins. Paris, 1975.
12 О десятине как категории права см.: Щапов Я. Н. Церковь в системе государственной власти древней Руси.— В кн.:
Новосельцев А. П. и др.
Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965, с. 297—303. Возможно сравнение с западной
практикой (Ganshof F. L
La dîme monastique du IXe à la fin du XIIe siècle.— In: Cahiers de civilisation médiévale, t. XI. Poitiers, 1969, p. 413—420; Benz K. /.
Untersuchungen zur politischen Bedeutung der Kirchweihe unter Teilnahme der deutschen Herrscher im hohen Mittelalter.
Kallmunz, 1975).
13 О строительной жертве y славян см.: Dujcev I. Slavia orthodoxa. London, 1970, p. 15-18.
14 Ср.: Wessel K. Himmlische Liturgie.— In: Reallexikon zur byzantinischen
Kunst, 17. Lfg. Stuttgart, 1972, Sp. 119—131.
Ктиторея Владимира Святославича была посвящена Богородице, но получила название Десятинной церкви
по отчисляемой на ее содержание десятой доле доходов ктитора и его преемников 12. Это — не имеющий
аналогий случай, когда в названии храма зафиксирован факт строительной жертвы 13, причем жертвы особого
рода — не одноактной, а непрерывной, как небесная литургия, интегральное понятие для бесчисленных
литургий, совершаемых на земле 14 (не случайно Десятинную церковь современники сравнивали с небесами). В
символике этой ктиторской жертвы есть напоминание о евхаристическом возгласе «Твоя от Твоих Тебе прино-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|