На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 173

С 1938 г. археологическое исследование территории Десятинной церкви возглавил М. К. Картер. Он пришел к выводу, что «изучение вопроса» «позволяет решительно отбросить версию о христианском характере» захоронений под Десятинной церковью, что на самом деле это был «языческий курганный могильник» 7. Картеру принадлежат исключительно большие заслуги в разработке истории Десятинной церкви. Тем более можно сожалеть, что в данном случае в «изучении вопроса» не нашлось места для упоминания сакрального права язычников и византийской церкви, церковно-юридической стороны явления. Существо вопроса можно свести, как нам представляется, к следующему. Если Владимир Святославич действительно решился поставить христианское святилище над языческим могильником, то тем самым он сделал нечто гораздо большее, нежели насильственное упразднение культа языческих богов, проиллюстрированное летописцем как сбрасывание кумиров в реку. Такое архитектурное решение означало бы тягчайшее оскорбление исконного культа предков, беспрецедентное в истории христианизации государств средневековой Европы. Известно, что за официальным принятием христианства всегда следовал длительный переходный период двоеверия, причем именно культ предков обнаруживал наибольшую живучесть, будучи связанным с этническим самосознанием, с чувством патриотизма. Государство, приняв новую религию, не разрушало унаследованный культ предков. Уже ргмператор Константин был осторожным политиком: вначале он уравнял гонимое христианство в правах с языческой религией, затем выдвинул его на первый план. Во всех многочисленных случаях, когда Константин выступал в роли ктитора, он ни разу не поставил христианский храм на языческом могильнике8 Ничего подобного не обнаружено и в исходном очаге христианизации славян — на территории, где миссионерствовали Кирилл и Мсфодий9. Зато исторические прецеденты возведения церкви на христианском кладбище были греческому духовенству, приглашенному Владимиром в Киев, хорошо известны. Возведение храма над могилой христианина органично для религиозно-идейного понимания задачи, для архитектора, знающего разницу — не только геометрическую — между храмом и гражданской постройкой 10. Пг., 1917, с. 21—39; он же. Искусство Киевского периода.— В кн.: История русской литературы, т. 1. М.— Л., 1941, с. 27— 28. 7 Картер М. К. Указ. соч., т. 1. M — Л., 1958, с. 202—203, 502. 8 Voelkl L. Die Kirchenstiftungen des Kaisers Konstantin im Lichte des rômischen Sakralrechts. Kôln — Opladen, 1964. 9 Krumphanzlovd Z. Die Anfânge des Christentums im Bôhmen im Lichte der archâologischen Quellen.— «Pamâtky archeologické», Praha, 1971, г. 62, с. 2, S. 406—456. 10 Ср.: Pieper J. Was ist eine Kirche? Vor-Uberlegungen znm Tliema «Sakralbau».— In: Hochland, Bd 63. Miïnchen, 1971, S. 115—130. Главный храм западного христианства, собор св. Петра в Риме, не случайно поставлен над погребением первого римского еписко


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes