На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 172

ft окружающей жизни ничто не было вечным, все постепенно гибло от военного разрушения, грабежей, пожаров, естественного износа. Решение задачи, удовлетворяющее всем условиям, было найдено. Незыблемость нашла свое воплощение в неуничтожаемой географической точке, в территории храма, воздвигнутого князем Владимиром Святославичем в ознаменование крещения Руси,— Десятинной церкви (990—996) 3. Построен был этот главный храм Владимировой столицы на вершине киевской горы, на христианском кладбище, т.е. на костях первых отечественных христиан, живших во времена бабки Владимира княгини Ольги, если не раньше4. Такое местоположение храма было чрезвычайно важным зодческим решением, раскрывающим каноническое понимание идеи христианской церкви как нерушимого сообщества верных, куда входят все крещеные поколения — ушедшие, здравствующие и будущие 5 3 После гибели Десятинной церкви здесь стоял небольшой деревянный храм. В 1635 г. митрополит Петр Могила приказал его «раскидали», найти фундамент Владимирова храма и возвести на нем каменную церковь, включив в ее корпус остаток древней стены, чем символизировалась непрерывность православной традиции на священном месте, в это время принадлежавшем католической Польше. Это была первая археологическая работа на территории Киева {Картер М. К. Древний Киев, т. 2. М.—Л., 1961, с. 12—14). В 1827 г. был утвержден стасовский проект первого памятника русской неовизантийской архитектуры — новой Десятинной церкви, построенной к 1842 г. на этом же месте (Пиляв- ский В. И. Зодчий В. П. Стасов. Л., 1970, с. 41). 4 Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968, с. 317; Тихомиров M. Н. Начало христианства на Руси.— В кн.: Тихомиров М. П. Древняя Русь. М., 1975, с. 265. 5 Ср.: Kôtting В. Der fruhchristliche Reliquienkult und die Bestattung im Kirchengebâude. Kôln — Opladen, 1965. 6 Айналов Д. В. К вопросу о строительной деятельности св. Владимира.— В кн.: Сборник в память святого равноапостольного князя Владимира. Обнаружение могил под фундаментом Десятинной церкви и их опознание по ориентации скелетов на восток как захоронений христианских было результатом раскопок 1908—1909 гг., проводившихся под руководством самого талантливого русского археолога того времени Б. В. Фармаковского. В дальнейшем это открытие получило авторитетную интерпретацию под пером Д. В. Айнало-ва, подчеркнувшего, что место, выбранное для возведения Десятинной церкви, было в отношении несущей способности подфун-даментного грунта далеко не лучшим из возможных участков на территории киевской горы, ослабленным могилами, оставленными ниже закладки фундамента. Не нужно владеть современными методами расчетов прочности, чтобы это понимать, и не следует недооценивать эмпирическую квалификацию древних строителей. Должно было существовать достаточно веское основание идейного порядка, которое заставило архитекторов отказаться от выбора участка, с точки зрения строительной механики более благоприятного. Таким идеологическим основанием явилась сакральная природа территории христианского кладбищаб.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes