|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 162
не все решились вернуться домой. Так что не удивительно, если латгальские деревни, расположенные вдоль
дороги, ведущей от Даугавы к Трикате, возможно, и ранее не очень большие, оказались в 1213 г. частично
заброшенными. Генрих, хорошо осведомленный об общем состоянии этой области, видимо, поэтому и
употребил в своем рассказе термин «villulae» вместо «villae» — «деревни».
Таким образом, упоминание слова «villulae» в отрывке может свидетельствовать, скорее, о разорении
латгальских земель в результате немецко-католического завоевания, нежели об исконном исключительно
малодворпом типе поселений у жителей этих районов. Наконец, третье упоминание «деревенек» в хронике
относится к юго-восточной области эстов — Вальгатабальве, граничившей с Псковской землей21.
С 1219 г. начинается соперничество между датчанами и немцами за господство в Эстонии. В связи с этим
епископ Альберт и лундский епископ Андрей посылали в Эстонию своих священников крестить как можно
больше эстонцев и включить на этом основании страну в лоно своей церкви (XXIV, 1—6). Ливонские священники,
в том числе и сам Генрих, крестили эстонцев в областях Гервен (Ярвамаа), Нормегунде (Нурмекунд), Лоппегунде
па границе с Виронией (Вирумаа) и через крещенную ранее Ун-гавнию (Уганди) вернулись в Ливонию. Кстати
сказать, хронист специально отмечает, что в Гервене они «совершали таинства крещения в каждой большой
деревне» (XXIV, 5). Очевидно, наряду с большими и здесь, в центре Эстонии были маленькие деревни, куда
священники не доходили. Можно предполагать, что подобная практика крещения только по большим деревням
существовала и в других областях, в том числе и в Унгавнии, частью которой была область Вальгатабальве.
Границы области довольно точно определяются эстонскими исследователями (Аннист С. О заселении прихода Ряпшиа в
XVI—XVII ее.— В кн.: Сельские поселения Прибалтики, с. 14—15).
Датчане и после этого продолжали чинить всевозможные препятствия ливонским священникам в Эстонии и
отнимать оброк, собранный для рижской церкви. Возможно поэтому ливонская церковь решила закончить
крещение эстонцев в тех отдаленных местах, которые проповедники ранее обходили стороной. В Унгав-иию
пошел «молодой священник братьев-рыцарей Гартвик и поселился там вместе со своими братьями и окрестил
всех, кого нашел некрещенными. Равным образом и священник, ранее бывший у леттов (т. е. Генрих.— Е. Ф.),
отправился в Унгавнию, прибыл в Вальгатабальве в стороне Пскова, совершил там таинство крещения во всех
окраинных деревеньках («villulae»), открыл им смысл веры христианской и, закончив дело крещения, вернулся в
Ливонию. В то время закончено было крещение по всей Эстонии» (XXIV, 6).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|