На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 147

одинаковых по конструкции, была печь, которая топилась по-черному. Она служила для приготовления пищи и обогрева дома18. Таким образом, по археологическим материалам устанавливается тождество понятий «дым» и «дом». Показательно, что у булгар на Волге, живших в сходных со славянами природных условиях, в начале X в. царю булгар ежегодно платилось по шкурке от каждого дома. Такой же была дань булгар хазарскому кагану,9. Поэтому известия Повести временных лет следует понимать как сбор дани на поселениях от каждого дома- жилища. В середине IX в. поляне и вятичи платили хазарам по «белей веверице», а древляне — по «черно куне». Уплата дани мехами соответствует уровню восточнославянской экономики в тот период. Забить белку или куницу не составляло для одной семьи чрезмерных трудовых затрат, и вместе с тем собранные меха представляли собой значительное богатство. В Повести временных лет под 885 г. указан и другой вид дани: радимичи платили Олегу «щьлягами», как ранее хазарам. Под 964 г. записано следующее сообщение: «иде (Святослав.— М. С.) на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром по щьлягу от рала даемъ». В 981 г. после вторичной победы Владимира над вятичами он «възложи на ня дань от плуга, яко же и отец его имаше» 20. В этих записях много неясного. Форма уплаты дани «щьлягами» от плуга-рала относится летописцем к радимичам и вятичам — племенам, которые он ошибочно выводил «от ляхов» 21. Известие об уплате вятичами дани «щьлягами» противоречит сообщению летописи под 859 г. о дани этого племени «от дыма» 22. Недоумение вызывает также вопрос, почему именно Хазария, государственное объединение кочевых племен, взимала дань от плуга-рала, т.е. единицы пахотной площади, а не от «дыма» — хозяйства семьи. 18 Раппопорт П. А. Древнерусское жилище. Л., 1975, с. 144—151. 19 Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 г. Харьков, 1956, с. 136. 20 ПВЛ, ч. 1, с. 20, 46-47, 58. ги Там же, с. 14. Археологическими исследованиями установлено, что материальная культура радимичей л вятичей является восточнославянской. 22 Там же, с. 18. 23 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, т. IV. М., 1973, с. 508 При выяснении значения этих сообщений важно определить их прямой смысл. Слово «щьляг» как обозначение денежной единицы редко употреблялось в древнерусской письменности. По мнению лингвистов, оно является формой, сосуществующей со «СКЛАЗЬ», «СТЛАЗЬ», которые восходят к *СТЬЛАГ — заимствованию из герм. * skilling (едва ли раньше VI в.); «щеллгъ» является заимствованием от более поздних германских форм из древнескандинавского skillingr или древневерхненемецкого, древнесаксонского scilling 23.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes