На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 146

Источники позволяют ответить на вопрос, были ли эти дани разовые или постоянные. Новгород платил дань варягам от Олега (известие под 882 г.) до смерти Ярослава (1054 г.). Игорь, завоевав древлян, передал дань Свенельду, а затем сам отправился собирать эту дань 9 (абсолютной хронологии предания установить невозможно). К известию о походе Владимира на радимичей (984 г.) сделано следующее пояснение: «....и платять дань Руси, повоз везут и по сего дне» 10. Согласно реконструкции А. А. Шахматова, это известие существовало в летописном своде 1039 г.11 Следовательно, оно сообщает об уплате дани радимичами в течение 50 лет (упоминание о первом покорении племени власти киевских князей относится к 885 г.). Приведенные известия ясно указывают на многолетнее регулярное взимание установленных даней, которые из дани-окупа становились данью-налогом 12. Ко времени деятельности Ольги (середина X в.) летописцы относили установление в виде податей «оброков», «даней» и «уроков» 13. Через сто лет в качестве «урока» от Новгорода Киеву указана погодная плата в 2000 гривен 14, что свидетельствует о содержании «урока» как погодной фиксированной денежной дани 15. Известий о конкретной форме оброка для X—XI ее. нет, но есть достаточно много сведений о дани в IX—X ее., которая взималась хазарами с полян, северян, вятичей с отдельного хозяйства — «дыма» 16. 9 ПВЛ, ч. 1, с. 20; НПЛ, с. 109, 110. 10 ПВЛ, ч. 1, с. 59. 11 Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, с. 556—557. По мнению М. Д. Приселкова, Древнейший свод был составлен в 1037 г. (Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV ее. Л., 1940, с. 26—29). 12 Превращение дани-контрибуции с побежденного племени в дань-налог отразилось в изменении семантики слова «дань», которое уже в Остромировом евангелии (1056/57 г.) служило для перевода греческого тейос — платеж, подать, налог, пошлина. 13 ПВЛ, ч. 1, с. 43. 14 Там же, с. 88. 15 По мнению Л. В. Черепнина, «уроки» Ольги могли отразиться в постановлениях Русской Правды, которые определяли «нормы повинностей, штрафов, пошлин, отчислений в пользу представителей власти, оплаты каких- нибудь работ и т. д.» (Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в древней Руси, с. 150). 16 ПВЛ, ч. 1, с. 16, 18. 17 Ляпушкин И. И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968, с. 127—133. В историографии существует большое число мнений о содержании понятия «дым». Все они имели равные основания, пока не был археологически исследован характер восточнославянских поселений и жилищ в IX—X ее. В результате исследований было установлено, что восточнославянские поселения состояли из отдельных жилищ (10—20 кв. м), причем дворы и усадьбы не прослеживаются и7. В таком жилище могла проживать только малая семья. Во всех жилищах, приблизительно равных по площади и


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes