На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 128

Крещение имело не столько религиозное, сколько феодально-правовое значение. Ягайло как король Польши обнародовал для Литвы три акта-привилея — виленскому епископу, горожанам Вильны (Вильнюса) и всем принявшим крещение боярам. Из грамоты боярам, а также из подробного описания крещения польским историком Яном Длугошем 10 видно, что к князьям причислялись только Гедиминовичи (внуки Гедимина), а боярами называли всех воинов, не делая между ними различия. Своей грамотой Ягайло гарантировал боярам полную собственность на наследственные земли, подчеркивая, что введение христианства не только не ограничивает права бояр, но даже расширяет их по примеру Польши. Кроме того, им была обещана судебная реформа, ограничивавшая права князя. Между тем крестьяне- общинники, принявшие христианство, подтверждения собственности на земли не получили. Этим была проведена юридическая граница между крестьянством и боярством. Не остались обиженными и мелкие князья, причисленные к боярам. В грамоте боярам сказано, что их собственностью являются не только села, но и наследственные замки и волости (distri-ctus). Крестьян таких волостей боярин мог превратить в тяглых людей своего двора, так как на них великий князь терял всякое, прежде всего судебно-административное, право. Чтобы сохранить и укрепить свою военную опору, Ягайло и его брат и наместник Скиргайло начали жаловать воинам крестьян домена в качестве бенефициев, создавая новые условия для укрепления феодальных отношений. Пожалование боярину крестьянина-общинника (воло-стянина) означало, что по имени и месту жительства он изымался из-под управления тивуна и передавался боярину вместе с тивун-ским доходом и правами. Государственная власть превращала таких общинников в тяглых людей боярского двора. 10 Zbior praw litewskich...., s. 1—2; Ioannis Dlugossii seu Longini Canonici Cracoviensis Historiae Polonicae libri XII, tomus III, libri IX—X. Cracoviae, 1876, p. 460, 465—467, 475-476. 11 Akta imii Polski ze Litwa 1385—1791. Krakôw, 1932, s. 50-54. В октябре 1413 г. в Городле состоялся литовско-польский сейм, решения которого носят название Городельской унии. Они изложены в трех грамотах: короля Ягайлы и великого князя Витовта, знатных литовских бояр и польских панов. В первой грамоте подтверждаются польско-литовская уния, привилегии литовскому боярству, данные Ягайлом в 1387 г., и указывается, что литовские бояре будут пользоваться такими же правами, как и их польские собратья. В отдельных грамотах бояре — литовцы и поляки — укрепляют братство тем, что польская шляхта дарует, а литовские бояре принимают гербы и. Шляхта и бояре, пользующиеся одним гербом, рассматривались властями и самими феодалами как родственники. Верхушка литовского боярства, получившая польские гербы, стала называть себя шляхтой, хотя юридически от осталь-


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes