На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 127

вей, а другие, как видно из сообщений хронистов, по очереди охраняли местные воины: бояре и «лучшие люди» или даже простые общинники, так как защищаться от врага были обязаны все мужчины. Хронист Тевтонского ордена Петр Дюсбург, отмечая это, писал: «Было у литовцев в обычае, что король их назначает для несения охраны в пограничных укреплениях известное количество воинов, которые, пробыв на страже в укреплении месяц или более, сменяются другими» 8. В войне с немецкими орденами во всех ответственных сражениях принимал участие и народ. В этом отношении интересно заявление маршала Тевтонского ордена Генрика Дусмера, который, готовя в 1338 г. свое войско к походу, похвалялся, что разбить литовцев будет легко, так как лучшие их силы погибли год назад под Байербургом и предстоит сражаться с людьми, не отличающимися от крестьян, лишенными представления о полевой войне 9. Особую роль у литовцев играл боевой конь. Это видно не только из погребальных памятников, свидетельствующих, что обычай хоронить коня вместе с умершим или погибшим всадником распространялся по всей Литве и прекратился лишь с распространением христианства, но и из письменных источников и фольклора. Мотив воина и его боевого коня — один из любимых в древних литовских песнях и преданиях. Молодой мужчина стремился быть военным всадником, свататься он обязательно ездил верхом. С усилением имущественного неравенства среди общинников и ростом технического оснащения кавалерии не каждая семья оказывалась в состоянии посылать в походы воина, вооруженного хотя бы копьем, боевым топором и щитом. Иметь меч, шлем и пан-цырь мог по крайней мере боярин, собственник села. Дворы крестьян- общинников, не причисляемые правительством к «лучшим», были обязаны для содержания войска платить от сох сребрщину (денежный налог серебром). Когда наряду с данью сельскохозяйственными продуктами появилась дань серебром, трудно определить. Во всяком случае, сребрщина изымалась как до, так и после официального введения христианства. Таким образом, до христианизации Литвы боярами назывались воины: мелкие князья, бояре и общинники — «добрые (лучшие) люди». На практике немецким хронистам трудно было разбираться в названиях. 8 Scriptores Rerum Prussicarum, t. I. Leipzig, 1861, p. 174. 9 Ibid., t. II, p. 496. 14 августа 1385 г. в Кревском замке великий князь литовский Ягайло при заключении унии с Польшей обязался принять католическую веру со всеми своими братьями и родственниками, знатными и простыми людьми. В 1386 г. в Кракове он принял крещение, получив имя Владислава, женился на престолонаследнице Ядвиге, был провозглашен королем Польши и в 1387 г. крестил языческое население Литвы.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes