На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 125

первой половине XVI в. привело к укоренению терминов «боярин» и «шляхта». По источникам нетрудно проследить, что людей различных названий роднит один признак: они вотчинники, имеющие свои земли и челядь. Некоторые из них, укрывшись в Ордене, хлопотали о восстановлении земельной собственности, потерянной в Литве. Некий Суксе поступил под покровительство рижского архиепископа, передав ему свое владение в Налыненской земле, и в 1268 г. получил подтвердительную грамоту на свое имущество 2. В «Литовских дорожниках», составленных в 1381—1402 гг. прислужниками Тевтонского ордена 3, описываются замки, города, села и поля, на которых сидят общинники. При описании сел указывается, сколько в них домов челяди (Gesinde), села называются по именам собственников, в некоторых случаях сообщается, что хозяин живет в своем селе. В селах было по нескольку жилых домов и хозяйственных построек, огороженных заборами или стенами. Из этого следует, что некоторые семьи зависимой от хозяина челяди имели средства производства и вели собственное хозяйство. Их экономическое и правовое положение нельзя приравнять к патриархальному рабству. Рабы были на полном содержании хозяина и отдельного домашнего хозяйства не вели. Жители сел, имевшие дом и свое хозяйство, в источниках Литвы, писанных по-русски, называются селянами (жителями села) или соседями. Вместо полного или частичного содержания они наделялись землей. Из источников более позднего времени явствует, что селяне отбывали повинности собственнику села не от дома, а с каждого члена семьи отдельно, и в отличие от крестьян-общинников, жителей поля (полян), пользовались не своей землей, а землей села, собственностью их хозяина. В этом заключалась их несвобода, и селяне считались людьми невольными. Они соответствовали западноевропейскому виллану и древнерусскому изгою или несвободному смерду. В Дорожниках более крупные села называются именами их собственников, и из других источников можно установить, кем являлись эти хозяева. В договоре с Орденом от 23 апреля 1398 г. и с Польшей от 18 января 1401 г. они называются боярами и перечисляются по именам4. Следовательно, боярин — владелец села, в котором производственные отношения — феодальные. 2 Perlbach M. Urkunden des Rigaschen Capitel-Archives in der Fiïrstlich- Czartoryskischen Bibliotek zu Krakau.— In*. Mitteilungen aus der livlan-dischen Geschichte, Bd XIII. Riga, 1881, S. 17—18; Пашуто В. T. Указ. соч., с. 151—152. 3 Scriptores Rerum Prussicarum, t. II. Leipzig, 1863, p. 662—711. 4 Codex epistolaris Vitoldi, magni ducis Lithuaniae. Cracoviae, 1882, p. 54, 73. После такого заключения возникает вопрос: чем отличался боярин от князя? Из тех же источников видно, что князь, кроме одного или нескольких сел, имеет еще замок (castrum), которому подчиняются граждане (castrenses) — жители поля, составляю


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes