На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 113

ПВЛ слово «дружина» употребляется значительно реже22. Поэтому нельзя полностью отвергать мысль о том, что нравоучение было в источнике HI. Отметим тут же ряд разночтений стилистического свойства, на основании которых нельзя судить о первичности чтений в сравниваемых летописях (в HI «на поряде», «не приспе», «изнарядивъ», «оканьныи, проклятый Глебъ», «множество» вместо «на порядъ», «не успе», «изнаряди», «проклятый Глебъ», «бещисла» в Л). Во-вторых, в HI есть несомненные пропуски: в начале рассказа опущено упоминание Ламеха и выпало местоимение «им». В-третьих, HI дает ряд лучших чтений, чем Л: точно указана дата (20 июля, в Л — 20 июня), в тексте о подготовке убийства HI сохранила правильный текст — «скры я в полъстници» (в Л — здесь бессмысленное «стрые в польстници»). Наконец, HI последовательно употребляет термин «дворяне» («дворяны», «дворян») вместо «слуг» Л (в трех случаях в словосочетании «бояре и слуги») 23. Последнее отличие дает нить для установления источника HI. 22 Львов А. С. Указ. соч., с. 288. 23 ПЕРЛ, т. I. М., 1962, стб. 439—441; НПЛ, с. 57—58; Троицкая летопись. М.— Л., 1950, с. 302—303. Термин «слуга» HI вообще неизвестен. 24 ПЕРЛ, т. I, стб. 443, 467, 467—468, 480. О ростовском редактировании владимирского летописания см.: Насонов А. Н. Указ. соч., с. 192—200; Дурье Я. С. Указ. соч., с. 32—33. 25 По мнению исследователей, обработка датируется или 40-ми годами XIII в. (Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV ее. Л., 1940, с. 91—94), или 80-ми годами XIII в. (Насонов А. Н. Указ. соч., с. 192—200). Последняя точка зрения нам представляется более верной. Анализируя происхождение выражения «бояре и слуги», Б. Н. Флора высказал догадку, что появление термина «слуги» в Л связано с редакторской обработкой конца XIII в. (Флора Б. Н. Кормленые грамоты XV—XVI ее. как исторический источник.— В кн.: Археографический ежегодник за 1970 год. М., 1971, с. 110—111). Дело в том, что в Л термин «слуга» сохранился только в тех текстах владимирского летописания первой половины XIII в., которые прошли ростовскую обработку (редакцию). Помимо указанного рассказа, он встречается в Л в рассказе о смерти князя Константина Всеволодовича (6726 г.; Константин был сначала ростовским, а затем владимирским великим князем), в эпитафии ростовскому князю Васильку Константиновичю (под 6745 г.), в известии о переносе тела князя Юрия Всеволодовича и погребении его во Владимире (под 6747 г.), а также в тексте, отразившем Житие Александра Невского24 (последний случай неважен для нас, так как здесь заимствование из нелетописного источника). Перед нами показательный ряд примеров, объединенных сходством ситуации и родственной близости князей. Полагаем поэтому, что термин «слуги» в соответствующие тексты, равно как и в рассказ об убийстве на Исадах, внесен ростовским обработчиком25. Характерно, что Московский свод 1479 г., имевший одним из своих непос


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes