На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 103

тианства. И хотя прямого заимствования не наблюдается, понятийная характеристика терминов представляется идентичной в обоих памятниках. Именно этим, по нашему мнению, можно объяснить появление термина «старци людские» в Лаврентьевской летописи, так же как в Московском своде конца XV в. (Эрмитажный список) и Воскресенской летописи под 996 г.5, тогда как, в других летописях употребляется в этом месте термин «старци градские» (Повесть временных лет по Академическому и Радзи-вилловскому спискам, Ипатьевская летопись, Новгородская I летопись младшего извода, Владимирский летописец). Термин «старци людские» встречается как в самой Повести временных лет под 980 г., так и в других памятниках древнерусской письменности: в Палее толковой — один раз, Златой цепи — один раз, в Мериле Праведном — три раза. Хронологически все упоминания находятся в памятниках, сохранившихся в списках не ранее XIV в. В Палее толковой находится текст, из которого можно заключить, что, по понятию автора (или переводчика), «старци градские» и «старци людские» — одно и то же: Вооз пришел в Вифлеем и сел у городских ворот, обращаясь к своему родственнику с такими словами: «...и рече к нему: сяди въскраи мене, имам боти глагол реши. И приведе же ту 10 муже от старец градъскых и рече к ужице пред старци люди моих ще бо бужичъствуеши поветь ми да оувемь нес бо иного бужикы разве тебе да мене ему же пояти Руфь... И отвеща Вооз к старцем людъскым: послуси вы днесь. И рекоша вси людие стоящи оу врат: послуси мы днесь и даже господь входящий жене в доме твой...» в. В церковной литературе понятия «градский» и «людской», вероятно, были взаимозаменяемыми. Подтверждение этому можно видеть в Ефремовской кормчей XII в., где встречается термин «градский людский закон». Здесь оба эпитета выступают в качестве уточнений, а не как противопоставления 7 По-видимому, составитель Повести временных лет придерживался этого же тождества, характерного для церковной литературы, и поэтому под 996 г. мы обнаруживаем указанную замену терминов. 5 ПЕРЛ, т. I. М., 1962, стб. 124; т. 25. М.-Л., 1949, с. 367; т. VII. СПб., 1856, с. 315; см. также: т. VII, с. 306 (под 987 г.). 6 Палея толковая, стб. 732—733. 7 Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906, л. 33 об. 8 Строев В. Н. По вопросу о «старцах градских» русской летописи.— «Известия Отделения русского языка и словесности АН СССР», т. XXIII, кн. 1. Пг., 1919, с. 64; Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956, с. 158—160; Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975, с. 224, 252. Таким образом, нет оснований противопоставлять «старцев людских» как представителей знати земель или общин «старцам» в городах. Эти наблюдения позволяют подкрепить характеристику термина «старци градские» как литературного8, скрывающего реальную сущность стоящего за ним общественного института.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes