|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 102
604 раза, из них 12 раз употребление термина со светским содержанием; XIV в.— 474 раза, из них 58 раз
употребление термина со светским содержанием. Таким образом, термин «старци» с социальными
характеристиками светского содержания продолжает существовать в источниках XIII—XIV ее.
Отметим, что в лексике XI—XIV ее. термины «старец» и «старци» употребляются как в единственном, так и во
множественном числе, т.е. в формальном смысле для единичного понятия «старец» существует однородное с ним
общее понятие, заключенное в термине «старци». Однако это не общее правило для каждого случая
употребления указанных терминов. Оно соответствует только терминам «старец» — «старци», употребляемым в
возрастном и разных оттенках церковного значения. Терминологический пласт с социальными характеристиками
светского содержания образуется в формальном отношении из терминов собирательных. Поэтому все входящие в
эту группу термины грамматически употребляются только во множественном числе: «старци», «старци
избранные», «старци Из (рай) л (е)ви» и т. д. К последней группе терминов относятся и интересующие нас
«старци градские».
Кроме выше упомянутых случаев употребления термина «старци» со светским содержанием, среди которых,
возможно, не будучи прямо названными, присутствуют и «старци градские», существуют и прямые упоминания
этих последних в Рязанской кормчей (1284 г.) и Палее толковой (1406 г.) 2. Таким образом, термин «старци
градские» остается в языке XI—XIV ее., будучи отраженным другими памятниками письменности, помимо
летописей.
2 Рязанская кормчая 1284, л. 260 6; Палея толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г.—В кн.: Труд учеников Н. С.
Тихонравова, вып. II. М., 1896, стб. 732.
3 Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. СПб., 1856, с. 60—64. Историографическую
справку о связи Палеи с летописными сведениями см.: Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских
писателей и их сочинений X—XI ее. СПб., 1906, с. 8.
4 Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, с. 157.
Некоторые исследователи Повести временных лет считали одним из ее источников Палею толковую. М. И.
Сухомлинов указывал на использование из нее летописцем символа веры, который идет вслед за сообщением
Корсунской легенды «крещении Владимира, а также признавал связь соответствующих мест Палеи с рассказом
«Греческого философа» и исповеданием веры варяга мученика 3. Л. Л. Шахматов считал, что символ веры и
полемическая статья против латинян дополнены по Хронографической палее или по Хронографу, из которого
произошла эта Палея4. Нам кажется, что терминология также говорит в пользу этих мнений, поскольку «старци
градские» появляются как раз в тех местах, где летописец повествует о делах, связанных с принятием ирис
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|