На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 101

С. В. Завадская О «СТАРЦАХ ГРАДСКИХ» И «СТАРЦАХ ЛЮДСКИХ» В ДРЕВНЕЙ РУСИ Историки давно обратили внимание на «старцев градских», рассматривая их как общественный институт Древнерусского государства раннего периода. Этот термин упоминается в летописных известиях времени княжение Владимира Святославича под 987 и 996 гг. Его, как правило, отождествляли со «стареишинами градскими» и «ста-реишинами по градом», тем самым расширяя круг летописных свидетельств за счет упоминаний под 945, 996 и 997 гг. Кроме того, рассматривались еще две записи в летописях, где под 983 г. говорится о «старцах и боярах» во время языческого жертвоприношения, а под 996 г.—о «епископах и старцах», советующихся с князем о вире. Таким образом, круг фактов, введенных в науку, оставался постоянным со времен Н. М. Карамзина и включал в себя девять случаев под указанными годами. Одно из основных положений отечественной, в том числе и советской, историографии об исчезновении института «старцев градских» на Руси после X в. опирается на факт отсутствия этого термина в летописях после правления Владимира I. Это утверждение и последующие выводы были бы действительно неоспоримыми* если бы термин «старци градские» встречался только в летописях и не отождествлялся бы самими историками с другими терминами лексической группы корня «стар». Вместе с тем в сохранившихся письменных источниках XI — XIV ее. *, которые включают и летописи, термин «старьци» (или в единственном числе «старьць») встречается 1607 раз, из них в 151 случае он имеет значения, не связанные с церковными понятиями. Из последнего количества выделяется 81 случай употребления термина «старци» в возрастном значении, а оставшийся терминологический пласт (70 употреблений) предполагает некие социально обусловленные характеристики термина светского содержания. Хронологически (по дате рукописей памятников) термин в источниках распределяется следующим образом: XI в.— 483 раза — все значения церковного и возрастного характера; XII в.—46 раз — все значения церковного характера; XIII в.— Количественные характеристики терминам даны по картотеке «Словаря древнерусского языка XI—XIV ее.» Института русского языка АН СССР.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes