|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 93
X. Ловмянъский
О ПРОИСХОЖДЕНИИ РУССКОГО БОЯРСТВА
В средневековой Руси феодальная верхушка носила название бояр, проникшее из Болгарии1, известное в
Валахии, Молдавии, Албании, а также в Литве. На древнее происхождение русских бояр указывает первое
упоминание о них в русско-византийском договоре 911 г. Возникает вопрос, в каком соотношении находилась эта
социальная группа, свойственная государственному строю, с элементами догосударственной племенной
структуры; возможно ли установить ее генетическую связь с определенной племенной прослойкой, или же она
зародилась в условиях государственного быта, независимо от племенных общественных предпосылок?
Наблюдение более поздних и лучше известных процессов убеждает, что ведущий класс новой общественной
формации нарождается в недрах предыдущей формации. Правомерно ли это наблюдение также для перехода от
доклассового общества к феодальному строю? Ответ на этот вопрос требует тщательного рассмотрения
фактических данных.
Старая русская историография склонялась к противопоставлению боярства как совершенно нового явления
племенной структуре. Так, С. М. Соловьев считал, что «боярские роды не могли произойти от прежних
славянских старшин, родоначальников, по ненаследственности этого звания» 2. Главным фактором нового
порядка была, по мнению автора, княжеская дружина (собственно вассалы князя); на первых порах она состояла
прежде всего из варягов, но пополнялась храбрыми людьми «из всех.стран и народов, преимущественно,
разумеется, по самой близости, туземцами»3. Из рассуждения Соловьева вытекает, что в дружину могли попадать
представители племенной знати только случайно. В основном она была новым социальным явлением.,
1 Как это считали уже в прошлом столетии (см., например: Jirecek С. J. Geschichte der Bulgaren. Prag, 1876, S. 311—312).
2 Соловьев С. M. История России с древнейших времен, т. I, кн. 1. М., 1960, с. 224.
3 Там же, с. 226.
Еще сильнее проявлялось отличие новой верхушки по сравнению со старой в концепции В. О. Ключевского. В
противоположность Соловьеву он считал варягов многочисленной группой, при-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|