На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 92

ctafb просто «царем» или «императором», просто xûpioç 36 стать нельзя. Представляется, что страбоново кэриос указывает скорее на социально-психологическое, чем юридическое, представление о господстве и в силу этого к правовой терминологии не относится. Однако «подспудная» его терминологичность заставляет географа употреблять это обозначение только во вполне конкретных ситуациях, имеющих в большинстве своем отношение именно к социально-политическому и территориальному господству. Поскольку страбоновское представление о хбрюс соответствует античному (обозначает имеющего верховную власть над каким-то обозримым объектом, не несет в себе ни эллинистической идеи обожествленного властителя, ни идеи владения и имеет достаточно широкое поле фактического применения), резонно сделать вывод, что это представление в достаточной мере отражает общегреческое содержание хбрюс на рубеже нашей эры. Разумеется, соображение это в достаточной степени гипотетично, но просмотр синхронного литературного материала пока не обнаружил ничего, существенно ему противоречащего 31. 30 Как это случается, например, в надписях позднеримского времени: хбрюс aÙToxpàxcop (Inscriptiones Graecae in Bulgaria repertae, Ed. G. Michailov, vol. H—IV, Serdicae, 1958—1966; vol. I editionis alterae emendatae, Serdicae, 1970, N 22, 23, 24 bis, 90, 615, 998, 2013 etc.). 31 Например, работы Полибия, Диодора и др. 32 В эллинистических папирусах конца IV—II в. до н. э. хбрюс употребляется в значении владельца (Зельин К. К. Указ. соч., с. 87). 33 Представляется, что признание за эллинистическим хбрюс значения божественности определяется магией христианского хбрюс. 34 Inscriptiones Graecae...., N 1517, 1590, 1690 etc. Отражая в какой-то степени абстрактную, не закрепленную определенным набором прав и обязанностей идею верховной власти, хбрюс не являет собой правового термина: действительно, в источниках до конца I, а вернее, до II в. н. э. хбрюс не входит в официальную титулатуру властителей 32 и, войдя в нее (особенно част хбрюс в титулатуре римских императоров династии Антонинов), выступает лишь в роли nomen ornans. Существует мнение, что хбрюс подчеркивает божественность римских императоров. Представляется, однако, более вероятным, что хбрюс в греческой титулатуре римских императоров скорее определяет полноту и неограниченность их власти и ведет свою родословную не только и не столько от обожествленных эллинистических царей33, сколько от общегреческого античного обозначения верховного властителя над определенным объектом. Употребление во многих надписях наряду с хбрюс эпитета зе[4азт6;, Феибтато; (божественный) 34 делает это мнение не лишенным основания: вряд ли в одном и том же титуле нужно было дважды указывать на божественность его носителя, важнее было подчеркнуть в нем, даже если бы это был просто nomen ornans, другое выдающееся свойство его обладателя.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes