На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 63

нами, где, очевидно, основным населением тогда были мидийцы, именуемые в армянских источниках марами13. Такая ситуация сложилась еще в глубокой древности, когда именно в этом районе как бы столкнулись две этнические волны, одна из которых шла с востока (иранская — мидийская), другая — с запада (армянская). Как это в деталях происходило, мы не знаем. Но нам известно, что в первой половине II в. до н. э. бывший селевкидский стратег Арташес (Артаксий), после 190 г. до н.э. ставший царем Великой, или Большой Армении, в числе прочих областей отнял у правителей Атурпатакана, или Малой Мидии14, область Басоро-педу15, которая, очевидно, не что иное, как историческая область Васпуракан. Васпуракаы же был расположен на северо-восток от озера Ван до Аракса, включая и район Масиса16. Идентичность Басоропеды и Васпуракана очевидна, хотя имеются и иные точки зрения на данный вопрос17. После присоединения к Армении, а может быть и раныпр, началась активная арменизация этой области, которая коснулась сохранявшегося тут алародийского населения, поскольку какая-то часть старого населения была, очевидно, иранизирована. Это мп-дийское население, судя по данным армянских источников, сохранилось здесь и в раннее средневековье. С арменизацией же соседней Айраратской долины и более восточных районов гора Масис оказалась на территории этнической Армении. Величественный пик, господствующий над Айраратской (вероятно, это более древняя форма) долиной, в условиях языческой Армении обрастал легендами, сохраненными нам ранней армянской литературной традицией. В армянском народном эпосе гора Масис считалась обителью вишапов — мифических существ армянского языческого культа, и Мовсес Хоренаци писал о вишапах, которые владеют Масисом 18. 13 Мовсес Хоренаци. Указ. соч., II, 49 и др. Очевидно, за Масисом по Араксу шла граница между Арменией и Атурпатакапом в I в. до н. э. (Страбон. География, XI, XIII, 3). 14 Иранское название Атурпатакан (греческое Атропатена), как совершенно ясно из античных источников (данные Страбона, Помпея Трота, Арриана и др.), происходит от имени последнего ахеменидского сатрапа Мидии Атропата, ставшего в конце IV в. до н. э. самостоятельным правителем северо-западной части Мидии. 15 Страбон. Указ. соч., XI, XIV, 5. 16 О Васпуракане см.: Еремян С. Т. Армения по «Ашхарацуйпу». Ереван, 1963. 17 Васпу[х]ракан означает «наследственный» (Периханян А. Г. Сасанидский судебник. Ереван, 1973, с. 533). Возможно, это были какие-то наследственные владения атурпатаканских правителей. 18 Мовсес Хоренаци. Указ. соч., I, 30. Но нигде и никогда в древнеармянской литературе гора Масис не связывалась с библейским Араратом. Наоборот, древнеармян-ские переводчики Библии, переводившие ее с текста Септуагинты, но знакомые и с сирийским переводом и с древпееврейским бриги


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes