|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 61
А. П. Новосельцев
О МЕСТОНАХОЖДЕНИИ БИБЛЕЙСКОЙ «ГОРЫ
АРАРАТ»
«Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. «Что за гора?» — спросил я, потягиваясь, и
услышал в ответ: «Это Арарат». Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору....» Так писал А.
С. Пушкин в своем «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года», когда он после ночевки в Помри
направлялся в Каре и увидел впервые высочайшую вершину Армянского нагорья и Малого Кавказа, известную в
христианской и вообще европейской географии той поры под именем Арарат \ Эта традиция утвердилась
издавна, хотя местные (армянское и иранское) названия этого величавого пика всегда были иные. И тем не менее
до сей поры распространено мнение, что как раз именно эта гора является той частью суши, куда якобы пристал
библейский Ной со своим ковчегом после всемирного потопа.
Мифы и реальная основа их, связанная с известными событиями в древнейшей Месопотамии, ныне известны,
пожалуй, любому просвещенному читателю, но старая христианская традиция, в которой во времена А. С.
Пушкина вряд ли кто сомневался, живет в наши дни, хотя ученые специалисты хорошо знают, что упомянутая
гора и горы, о которых могла речь идти в Библии,— вещи разные 2. Тем не менее в ряде книг разного характера
мы и по сей день такого рода отождествление найдем.
Задача данной статьи, следовательно, не доказать нечто совершенно новое 3, до сих пор неизвестное, но еще
раз поставить вопрос и попытаться привести некоторые дополнительные материалы в пользу его научного
решения.
1 В статье идет речь о горе Большой Арарат (Большой Масис).
2 См., например, примечания И. М. Дьяконова в книге «Поэзия и проза древнего Востока. Библиотека всемирной
литературы». М., 1973, с. 713.
3 См.: Inglisian V. Arménien in der Bibel. Wien, 1935. Сводку данных см.: Encyclopaedia of Islam, vol. II, fasc. 32. Leiden — Brill,
1963, p. 573— 574.
Традиция — великая сила. И хотя человек, знакомый с древне-армянской литературой, вряд ли станет
отождествлять библейский Арарат с горой, известной нам всем по учебникам географии, за многие века даже у
местных жителей — армян сложились легенды и предания, связанные с потопом.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|