|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОЛШЕБНАЯ
КНИЖЕЧКА
кельтское наследие, бретонские легенды
стр. 254
рая» или Arm ео skuizh an tad — «отец устал (сделался усталым)».
Итак, мы видим, что в современном бретонском языке прилагательное ruz обозначает не только красный
цвет, но и некое качество, опасное для человека, враждебное ему.
В бретонкой народной традиции Дьявол ассоциируется с красным цветом, в сказках и легендах он часто
представлен в виде человека, одетого в красное.
Вообще же в бретонском фольклоре присутствуют три основных цвета: белый и черный относятся к
церковной символике, а красный является цветом именно Дьявола, а не зла вообще. В принципе бретонские
фольклорные тексты слабо хроматизированы, и упоминание цветов того или иного предмета (одежды и т. д.)
встречаются весьма редко, как правило в тех случаях, когда они указывают на особый статус упоминаемого
предмета или персонажа. Логично предположить, что красный цвет «вписался» в христианскую палитру,
поскольку был весьма значим в местной дохристианской традиции как цвет инфернальных существ, чье место в
фольклоре после христианизации занял Дьявол. Это цвет угрозы, опасности для человека. Вспомним также, что
тернарная оппозиция черный—красный—белый характерна для индоевропейской традиции в целом. Вероятно,
именно эта оппозиция сохранилась в бретонском языке.
Та же оппозиция характерна и для островных кельтов. Красный цвет является атрибутом инфернальных
существ не только в бретонской, но и в ирландской и валлийской традициях.
В древней ирландской литературе, как и в современном фольклоре, рыжий (красный) цвет волос является
символом принадлежности к иному миру.
Особенно четко это прослеживается на фольклорном материале. Так, Т. А. Михайлова приводит большое
количество быличек, в которых фигурируют рыжеволосые существа обоего пола, оказывающиеся силами
(жителями иного мира)1. Ветре
Михайлова Т. А. «Рыжая девушка» или о цвете волос как знаке принадлежности к иному миру в ирландском фольклоре» // Миф в
культуре: человек — не-человек, материалы конференции. М. 2000. С. 68—77.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|