|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОЛШЕБНАЯ
КНИЖЕЧКА
кельтское наследие, бретонские легенды
стр. 218
образных насечках на деревьях, указывающих на границы владений [Martin, H., Martin, L., 1977, с. 27]. В таком
случае кресты на дубах могли служить обозначением границ, т.е. указывали на пограничность помеченного
участка, что, возможно, таиоке имело некую сакральную коннотацию. Однако некоторые жития упоминают
любопытный эпизод, касающийся укрепления креста на дереве: во время молитвы святой Тюрко (Turiau) видит,
как разверзаются небеса, и истолковывает это как приказ установить деревянный крест в том самом месте, где ему
явилось видение. По одной из версий этого жития, «без всякого сомнения, этот крест и по сей день укреплен на
дубе, посаженном по приказу того самого епископа» [Mérdrignac, В., 1983, с. 279]. Нелогичность текста жития
бросается в глаза: на только что посаженном дубе невозможно установить крест. По мнению Б. Мердриньяка,
подобное изложение представляет собой наивную попытку христианизировать традицию поклонения
священным деревьям.
В сказке «Парень-Дьявол» дуб и крест представляют собой единый сакральный комплекс. Встреча главного
героя с бесом и заключение сделки с дьяволом происходит на дороге возле местечка, называемого Кервезен
(Kervezen), и название это не случайно. Первый элемент kerявляется достаточно распространенной в Нижней
Бретани частью топонимов и может быть переведен как «ферма, хутор», а второй, -vezen (в современной
орфографии -wezenn, с инициальной мутацией от исходного gwezenn), собственно, означает «дерево».
Герой сказки совершает сделку с дьяволом в грозовую ночь у подножия креста возле дуба, причем
присутствие распятия не пугает нечистую силу. Молния, которая символизирует гнев Божий, попадает
одновременно в дуб и крест, при этом от дерева отламывается огромная ветка, которая, падая на распятие,
отбивает правую руку Христа.
Естественно, дуб в данном случае является дохристианским, враждебным рассказчику элементом, поэтому
присутствие дьявола и беса, искушающего героя, не случайно. Следует отметить, что, как это ни парадоксально,
по логике повествования и крест в данном случае представляется тоже чем-то нечистым: он пострадал от молнии
вместе с дубом. Даже если
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|