|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОЛШЕБНАЯ
КНИЖЕЧКА
кельтское наследие, бретонские легенды
стр. 217
Место встречи с Фаншем Торшенном, в обличье которого герою является бес, не случайно. Перекрестки
считались в Бретани опасными участками дороги: запоздалый ночной путник рисковал повстречать на
перекрестке нечистую силу. Именно на перекрестках или около них чаще всего возводились придорожные
кресты, согласно поверьям отгонявшие нечисть. К тому же в сознании носителей бретонского языка (так же как и
русского и многих других) перекресток мог изначально ассоциироваться с крестом, так как дороги, как правило,
при пересечении образуют крест: совр. kroazhent от kroazh (от латинского crux) «крест» + hent 'дорога'.
Установление крестов в «опасной зоне», на пересечении дорог, наводит на мысль о том, что в дохристианскую
эпоху перекрестки использовались в неких ритуально-магических целях. Фольклорный материал подтверждает
эту догадку.
Так, в сказке Paotr е bod-houarn (в нашем переводе «Человек в чугунном котле») девушка должна совершить
некий обряд для того, чтобы вернуть бывшего супруга, в процессе совершения обряда она раздевается догола,
идет и становится на колени возле креста
Возвращаясь к сказке «Парень-Дьявол», следует отметить одну деталь: магический ритуал, результатом
которого стало получение денег от дьявола, совершается не только возле распятия, но и возле растущего рядом с
ним дуба Имеются основания предполагать, что почитание придорожных крестов в Бретани может быть связано
с отголосками дохристиансокго культа деревьев. Аналогом мирового древа в кельтской (и индоевропейской)
традиции чаще всего является дуб. После принятия новой религии в сознании христиан дуб так и остался
священным деревом. Исторические источники свидетельствуют, что именно на дубах или около них
устанавливались придорожные кресты.
Б. Мердриньяк в статье L'espace et le sacré dans les leçons de bréviaires de Pouest Armoricain consacrés aux saints
bretons (XV—XVI e siècles) [Mérdrignac, В., 1983, с. 273—293] сообщает, что достаточно часто жития святых говорят
об установлении крестов на деревьях. Возможно, речь идет всего лишь о кресте
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|