|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 262
Богемии, куда стекались восторженные богомольцы, они назывались таборитами.
Сигизмунд испортил себе возможность соглашения с чашниками, вооружив в Германии, Венгрии, Кроации,
Италии крестоносцев для завоевания Богемии. Все его нападения однако отразил вождь таборитов, рыцарь Ян
Жишка из Троцнова, съумевший воспользоваться религиозным увлечением чешского крестьянства. Против
рыцарских ополчений он выставил новое мужицкое войско, применив деревенские орудия, цепы, дубины,
крюки, и создав особый вид защиты из больших походных повозок, которые соединялись тяжелыми цепями и
загораживались щитами. Призывая «всех верных чехов против врагов Божиих и расхитителей страны», Жишка
держал свое ополченке в строжайшей дисциплине; выборные старосты должны были распределять добычу по
справедливости и без лицеприятия; в лагере не допускалось пьянство, игра в кости, шумные крики, ссоры;
смертная казнь была назначена тому, кто позволит себе грабеж или йасилие. Своему войску, составленному из
крестьян и для защиты деревенского населения, он хотел сохранить сочувствие крестьянства. Вместе с тем Жишка
нашел выход дикой энергии своих воителей: в восторге и упоении разрушали они немецкие города Богемии, и
особенно католические монастыри, совершали всякие неистовства над монахами; всюду виднелось зарево
пожаров, множество повешенных, обезглавленных, сожженных людей.
Спасшее независимость Богемии, таборитское войско сдела-иось скоро бичем для окружающих стран. После
смерти Жишки го преемник Прокоп Голый (т. е. с бритой головой, как бывший монах) стал предпринимать
опустошительные набеги на Германию, Венгрию, прибалтийские страны. Его целью было добыть военное
снаряжение, железо, порох, лошадей, занять войско, вознаградить его добычей. Вместе с тем он старался
возбудить всюду р е во л ю ц и ю. В его возваниях говорилось: «светские и духовные властители пренебрегли тем,
что поручено им 'самим Господом. Против Божьего порядка восстали ученые, мудрецы и сильные, а малые
взывают к Богу о помощи и даровании истинного устройства. Благородные и свободные христиане должны взять
меч и смело рубить, добиваясь правды». Далее, от имени таборитов он ставит целый ряд требований в пользу
мелкого люда: нужно уничтожить крепостную зависимость, нужно отменить цехи, которые выгодны лишь
немногим мастерам, и монополии, дающие прибыль немногим купцам. Нужно, чтобы производились только
предметы, необходимые для жизни, а не излишек для сбыта и наживы, и чтобы каждому человеку была
обеспечена справедливая плата за труд; власти пусть установят дешевые цены на все товары.
«Богемский яд», как выражались противники таборитства, широко распространился по всей Европе: в
Англии, в Испании крестьяне читали грамоты Прокопа; в южной Франции стали соби
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|