|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 259
папу (1378). Папы вступили в спор между собою: обращаясь ко всему католическому миру со своими
призывами, они преследовали друг друга отлучениями и проклятиями. В 1393 г. Сорбонна разослала
по всей Европе запрос, какими мерами можно было бы прекратить раскол. Получено было до 10.000
ответов, и на основании их парижский университет потребовал отречения обоих пап-соперников.
Созванный в 1409 г. в Пизе собор епископов, аббатов и ученых выбрал нового папу, но не уничтожил
раскола, так как оба смещенные им папы не отказались от власти.
Среди светского общества были голоса более решительные, находившие порчу не в одном
папства, но и во всем клире. Указывали на то, что большинство прелатов живет роскошно, не
затрудняя себя работой, службой и проповедью, предоставляя эти занятия жалким нанятым
викариям. Промышленные горожане, рыцари, крестьяне завидовали крупному владению клириков и
поднимали речь об отобрании и разделе церковных земель. Многие из верующих не хотели итти
исповедоваться к духовным лицам, подававшим своей жизнью такой плохой пример. В годы тяжелых
бедствий, особенно после Черной смерти, собирались братства самоистязателей; в сильном
возбуждении ходили они по городам, возвещали конец мира и подвергали себя бичеванию, чтобы
смягчить гнев Божий; отстраняя священников, они всенародно исповедовались друг перед другом.
Множество людей искали самостоятельного поучения в делах веры. Поэтому в народе были
респространены переводные Библии на французском, немецком, английском и чешском языках. В
среду читателей "Библии легко проникала мысль, что светские люди по достоинству равны духовным:
кто следует Христу в делах, тот истинный священник, а потому мирянам должно быть доступно
причащение под обоими видами (хлебом и вином, тогда как в латинской церкви мирянам не
давали чаши).
Недовольство и требование реформы церкви с особенной силой проявилось в Богемии, где
вместе с тем чешский народ во всех своих слоях поднялся против влияния немецких колонистов и
немецкого управления.
Благодаря политике Карла IV Богемия стала передовой страной в Европе, Прага получила
господство над Германией; в тоже время основание пражского университета усилило наплыв
немецких колонистов; немцы получили перевес не только в высшей школе, но и в городском совете
Праги. С другой стороны, новое просвещение пробудило в среде чехов сильный подъем духа. Рыцарь
Штитный первый стал писать философские сочинения по чешски: «Господь — говорил он — любит
чешский язык не меньше латинского». С 1400 г. наиболее горячим выразителем национального
сознания чехов становится Ян Гус, проповедник королевской часовни и профессор пражского
университета, человек увлекательного красноречия. По его словам в королевстве богемском чехам по
божескому и естественному праву следует
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|