На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Виппер
Средние века
стр. 179

риков. Они называли обычаи независимых городов дьявольскими, считали само имя коммуны новым ненавистным словом, так как под ним кроется освобождение рабов. Киевская держава в XI и XII ее. Главной основой обширного государства, созданного Святославом, Владимиром и Ярославом (958—1054), была торговля, совершавшаяся по Великому водному пути из варяг в греки: киевский князь простирал свое господство на те области и города, которые доставляли ему товары для отправления на юг к Черному морю. С конца XI века, в то самое время, когда западноевропейцы, в крестовых походах, расширили свои морские сношения до берегов Леванта, торговля восточной Европы, напротив, начинает приходить в упадок. Сами крестовые походы, наносившие сильный урок Византии, вредно отзывались на судьбе стран, с нею связанных, в том числе и киевской державы; еще больше терпела она от усиливавшихся нападений степняков, среди которых появились половцы, более многочисленные и предприимчивые, чем печенеги. Положение русских князей было выгоднее, чем королей западноевропейских. В то время, как на западе рано исчезли издревле освященные династии, в роде длинноволосых Меровингов, и короли сделались выборными, на Руси потомки Рюрика считались единственно призванными править и носить имя князей. Между тем как на западе области для управления приходилось отдавать сеньорам, которые стремились к независимости, на Руси княжие мужи, или бояре, оставались помощниками княжескими в думе, или совете: глава династии мог всюду посадить наместниками своих братьев, сыновей, племянников и, удерживая власть над родством, сохранить единство государства. Однако это преимущество потеряло свое значение, когда разросся княжеский род. Каждый князь требовал себе земли в надел, области пришлось дробить. По понятиям княжеским, старшие в роде должны были получать лучшие земли в надел; поэтому со смертью каждого князя поднимался вопрос о новом размещении их по городам и областям, а отсюда возникали неизбежно ссоры и усобицы. Мысль о подчинении всех родичей киевскому князю, ради единства земли русской, всего более поддерживалась духовенством, образованным, усвоившим взгляды на государство из византийских книг и законов. Летописец конца XI века, монах Печерского монастыря в Киеве, с большим сочувствием передает следующую речь Ярослава, обращенную перед смертью к своим сыновьям: «имейте между собою любовь, потому что вы — братья, сыновья одного отца и матери; если начнете между собою ссориться, то и сами погибнете, и землю ваших отцов и дедов погубите, которую они собрали трудом великим; стол мой в Киеве поручаю старейшему моему сыну Изяславу; его слушайте, как слушались меня, он будет на моем месте, а Святославу — Чернигов (в Северской земле), Всеволоду Переяславль, Вячеславу


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes