|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 165
Суровому военному духу времени отвечал новый монашеский устав, распространившийся в XI веке из
монастыря Клюни во Франции. Основатель этого монастыря Одон, бывший оруженосец южнофранцузского
рыцаря, требовал от братии непрерывной работы, смирения, ухода за больными, молчания; монахи в такой мере
должны были воздерживаться от лишних слов, что научились объясняться знаками. Все монастыри, принявшие
новый устав, повиновались власти архиаббата, т.е. настоятеля Клюни, который назначал игумнов в
остальные общины. Все они считали есбя подчиненными только папе, минуя епископов и светскую власть.
Клюнийцы старались очистить нравы окружающего их грубого общества, в особенности остановить
кровопролитные войны и усобицы. Перед 1033 г., когда в обществе опять, как в 1000 году, распространилось
ожидание конца мира (имеющего наступить через тысячу лет после воскресения Спасителя) клюнийцы стали
склонять епископов, сеньоров и рыцарей к принятию торжественных обещаний о соблюдении Божьего
мира. Воители и клирики собирались на съезды и давали клятву: «отныне никто недолжен врываться в
церковь, оскорблять монахов, хватать крестьян, грабить купцов, забирать скот; мы будем сами воздерживаться от
войны и вооруженной силой останавливать тех, кто станет поднимать войну; отлучение церкви пусть падет на тех,
кто нарушит принятые условия.»
Так как о полном истреблении усобиц и набегов нельзя было и думать, сторонники мира решили
ограничиться более умеренным требованием Божьего перемирия, убеждая сеньоров и вассалов давать
присягу воздержания от убийства во время поста и больших церковных праздников, а также еженедельно от
четверга до понедельника, чтобы проводить благочестиво субботу и воскресенье. Рыцари, как люди сильных
страстей, испытывали в то же время потребность жестокой сдержки и поэтому увлекались суровой дисциплиной
монахов. Иной воитель, направлявшийся с товарищами в веселой шумной поездке к своей невесте, внезапно
поворачивал с дороги и уходил в монастырь. Приняв схиму, рыцарь налагал на себя трудные обеты, вел жизнь
тяжких лишений, бичевал себя, носил на теле тяжелые вериги; величайшим подвигом считалось полное
опасностей богомолье в страну неверных ко Гробу Господню.
Реформа церкви. Клюнийцы требовали полной перемены в быту духовенства. По их мнению, епископы и
аббаты вместо того, чтобы служить мирским интересам, командовать войсками и жить 'в роскоши, должны были
бы отличаться монашеской чистотой нравов, отречением от земных благ. Ревнители возмущались более всего
покупкой духовного сана, которую они называли симонией (от имени Симона волхва, который, по словам
книги Деяний апостольских, хотел купить у апостолов дар творить чудеса).
Мыслями клюнийцев об очищении церкви увлекся германский король и римский император Генрих III
(1039—56). Считая
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|