|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 128
седаний цирк в будничные дни, сам присутствовал при разбирательствах; согласно взглядам ученых
юристов, прошедших школу Фотия, Василий поставил целью своей открыть всем суд равный и
справедливый, дать каждому бедняку средства защищать свое дело. Подобно Юстиниану, Василий
хотел произвести пересмотр и очищение законов, из которых многие устарели. Помимо большего
свода под названием В а с и л и к (царских законов), он велел еще составить сокращенный сборник, так
наз. Прохирон (руководство) из наиболее важных постановлений, чтобы сделать
законодательство общедоступным.
Фотий, как великий ученый, принимал участие в составлении законодательных сборников. В
Прохироне он определил мировое положение патриарха в следующих словах: «патриарх — живой
образ Христа, выражающий собою высшую истину как в словах, гак и в делах. Он охраняет паству в
правильной вере и нравственной жизни, обращает к истинному учению всех еретиков, вызывает
преклонение в язычниках своей достойной и блестящей деятельностью и создает в них ревность к
принятию веры. Для мира и счастья подданных необходима полная гармония и согласие между двумя
властями: императором и первосвященником.»
В действительности, однако, между духовной и светской властью далеко не было того равенства и
взаимного уважения, которое мыслилось Фотию. Император считал себя главою церкви, а в
патриархе видел лишь исполнителя своей воли. Под конец жизни Фотий еще раз испытал на себе -
произвол светской власти. Преемник Василия, Лев VI (886-912), по прозванию Философ, обязанный
Фотию своим образованием, сместил его внезапно без объяснения причин и назначил патриархом
своего 16 летнего брата.
Замечательное столетие. По обилию и важности событий девятый век по Р. X. занимает особое
место в истории Европы. К этому времени относится образование большей части ныне существующих
европейских государств: четырех западных (английского, французского, германского и итальянского),
трех скандинавских (Дании, Швеции, Норвегии), и трех славянских (чехоморав-ского, болгарского и
русского). Отличительная черта всех этих государств состоит в том, что каждое из них заключает в себе
наци ю, т.е... соединение людей хотя и разных племен, однако сближенных общностью языка,
преданий и быта.
Девятый век отмечен также оживлением христианства, проникающего в страны восточной и
северной Европы. Из церковных школ выходят деятельные, смелые, самоотверженные люди,
направляясь просвещать варваров и воспитывать их к более мягким нравам. В то же время среди
ученых растет интерес к изучению древней культуры, происходит первое возрождение наук
в Европе. Византийцы, сохранившие больше преданий и связей с античным миром, обращаются к
разысканию рукописных старинных книг, погружаются в тексты Платона, Аристотеля и дру
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|