|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 125
их искусством и знаниями; их прозвали «философами». Фотию не удалось однако сохранить руководство над
этим далеким северным предприятием. Николай I, считая Моравию подчиненной себе, вызвал обоих братьев в
Рим. Повинуясь папе, они отделились от своей родины: Константин скоро умер, приняв перед смертью
монашество под именем Кирилла; Мефодия папа назначил архиепископом в славянские земли, Моравию и
Паннонию (нын. западную Венгрию) по среднему течению Дуная.
Папа и патриарх столкнулись также в Болгарии. По рассказу греков, болгарский царь (т.е. цезарь—титул,
принятый им вместо азиатского «кагана») Борис принял крещение после того, как византийский проповедник-
Живописец нарисовал ему картину Страшного суда, где неверные осуждены итти в ад. У царя были также
политические соображения для принятия христианства: он видел в новой вере, признающей божественность
власти, средство обуздать б о я р (т. е. богатых стадовладельцев и обладателей земель). Когда он потребовал
крещения от всего народа, бояре возмутили толпу и подступили ко дворцу, угрожая возвести на престол другого
царя, язычника. Борис однако победил восстание и с неумолимой строгостью казнил не только самих
зачинщиков, но и все их потомство, истребив 22 больших боярских рода. Он искал теперь у Византии и у Рима
оправдания своей жестокости, совершенной ради веры; он хотел, чтобы ему назначили епископов и
проповедников.
Оба владыки, Фотий и Николай I, прислали ему свои наставления; в них обнаруживается различие
тогдашней Византии и Рима.
Фотий излагает подробно учение о Троице, историю 7 вселенских соборов, изображает борьбу церкви
против ересей. Он как будто обращается к византийскому принцу, в котором хочет воспитать просвещенного
государя-народолюбца. По его словам, христианский правитель должен во всем соблюдать спокойствие и
рассудительность. Нужно следить за своей внешностью, походкой и всеми вообще движениями; нехорошо
быстро говорить, громко смеяться, вести неприличные разговоры. Государь должен быть не тираном,
внушающим страх своим подданным, а милостивцем, опирающимся на их любовь и преданность, неустанно
заботиться о благе народа. Истинная слава воителя не в завоеваниях, не во внешнем расширении государства, а в
нравственном совершенствовании своих подданных, в облагорожении их духа.
Наставление Николая I проще и практичнее. Так же, как знаменитый его предшественник, Григорий I, при
обращении англосаксов, папа советует никого из язычников не принуждать к принятию новой веры; пусть
остается старая национальная одежда и обычаи. Он не настаивает на слишком строгом соблюдении постов, как
того требовали византийцы. Надо понемногу истреблять колдовство; надо вместо клятвы на мече, приносить
присягу на Евангелии, лошадиный хвост, служивший знаменем, заменить изображением креста. Папа считает
особенно важным установле
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|