|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 90
рей. Правда, благодаря победам Льва III, для Константинополя прошла грозная опасность со стороны
мусульман, но зато появились другие беспокойные соседи и враги с севера. Из-за Дуная непрерывно
надвигались славянские переселенцы; они проникли за Балканы, зашли далеко на юг, заняли
Фессалию, Аттику и Пелопоннес; Греция ославянилась, как говорили потом византийцы; чисто
греческое население сохранилось только в приморских городах. В свою очередь византийцы старались
подчинить славянскую массу своим обычаям, вере, языку; но это удавалось лишь в областях, близких к
столице и к морю; чем дальше на север, тем труднее было взять власть над славянами, и больше всего
там, где сред них село-турецкое кочевое племя болгар, когда-то с гуннами пришедшее из Средней
Азии. Болгаре заняли бывшую римскую провинцию Мёзию, область между Дунаем и Балканскими
горами. Лев Ш сам позвал их на помощь для изгнания из Европы арабов, затем продолжал платить
им дань, чтобы удержать их от набегов.
Пришлось устремить свое внимание на мир кочевников, простиравшийся в степях восточной
Европы. Всего важнее для Византии было заключить дружбу с народностью хазар, занявших
низовья Волги и западное побережье Каспийского моря, так как они владели Каспийскими
воротами, т.е. проходом в восточной части Кавказского хребта, который всегда могли запереть
для арабов: Лев III для скрепления союза женил своего сына на дочери хазарского кагана,
вследствие чего его внук назывался Львом Хазарянином.
При непрерывных почти войнах, благодаря потере восточных культурных областей и притоку
чужих полудиких народностей, вера и обычаи в Византии очень огрубели. Христианство в империи
стало весьма непохоже на ту просвещенную религию, которую возвещали ее основатели во времена
Марка Аврелия и Диоклетиана. Население вернулось опять к языческим поверьям и обрядам,
осуждавшимся прежними христианскими проповедниками. Святые заступили место Всевышнего,
опять водворилось многобожие. Жители Солуня (Салоник) во время тяжелой осады города болгарами
молились о помощи своему покровителю Димитрию, соединяя его в Троицу с Христом и св. Духом.
Иконам, т.е. статуям и картинам, изображавшим Христа, Богородицу и святых, стали кланяться, как
будто они были воплощением самого божества. Предполагая в них чудотворную силу, с ними
связывали колдовские обычаи, напр. соскабливали с иконы краску и принимали ее вместе с
причащением, чтобы застраховаться от разных ■болезней и напастей. Вернулась опять прежняя
жестокость нравов. Между тем, как при Феодосии, под влиянием христианских проповедников, были
отменены гладиаторские сражения и бои с дикими зверями осужденных на казнь, теперь, при полном
равнодушии духовенства, опять восстановили для забавы народа публичные истязания пленников в
цирке.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|