|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 41
ъиенитого языческого оратора Либания, сам красноречивый проповедник (его прозвали потом Златоустом),
Иоанн рано ушел в пустыню. Он настойчиво советовал родителям отдавать сыновей ло окончании школы в
монастырь: только тут в уединении, в суровой работе, на свободе от раболепной общественной моды, может
сложиться характер, развиться независимость мысли и чувства.
Иоанн Златоуст сурово преследовал вольные нравы столичного духовенства; по его мнению, только
отрекшийся от блаи сего мира, самоотверженный аскет может быть достойным пастырем народа. В большой
соборной церкви, куда приходила во главе своего двора расточительная императрица Евдоксия, Иоанн гремел
против безумных трат на шелковые наряды и жемчужные украшения. Перед большой толпой народа он любил
противопоставлять несправедливому строю своего века коммунистический идеал первоначальной церкви, когда
не было бедных, так как «все христиане составляли одно целое, все у них было в общем пользовании, богатые
продавали свои владения и имущества и разделяли между всеми смотря по надобности» (слова новозаветной
книги Деяний Апостольских). Единственное средство поправить вопиющую неправду роскоши одних и
голодания других он видел в широкой, постоянной и обильной помощи бедным. «Богатство, остающееся в
пользовании немногих счастливцев — говорил он — становится великим грехом; богачи, не уделяющие части
своего имущества, — не что иное, как грабители и разбойники.»
Чем более благоговейно внимала толпа пламенному оратору, который вместе с тем вызывал преклонение
своей святой жизнью, тем больше беспокойства испытывал императорский двор. Наконец Евдоксии удалось
добиться смещения и ссылки сурового иерарха. Но следом за его отъездом произошло землетрясение,
испуганная Евдоксия бросилась к императору и настояла на возвращении святого человека, приписывая
несчастие гневу Божию за изгнание его. Скоро после этого однако Иоанна одолело духовенство, возмущенное его
строгостью: нашли, что при смещении епископов за дурную жизнь он нарушал церковные правила, и добились
заключения его в дальний монастырь в Армянских горах, где он скоро и окончил свои дни (407 г.).
Так же, как в свое время греки делились на философские кружки, жестоко между собою враждовавшие,
теперь в восточных эллинистических странах кипели споры между сторонниками религиозных учений. Как
только выступал ученый богослов с особым взглядом и собирал вокруг себя секту, противники его объединялись,
объявляли новое учение -ересью, требовали созыва собора для его осуждения.
В 428 г. константинопольским патриархом (так стали зваться епископы крупнейших городов) сделался
Несторий, крайне заносчивый и нетерпимый. В первой же проповеди перед громадной толпой он сказал,
обращаясь к императору: «дай мне, го
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|