|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 16
и в них видела главное орудие для скрепления широко раскинутых, разноплеменных и разнообразных
по характеру частей империи. Знание мудрости Конфуция сделалось необходимым условием дли
получения должности мандарина (чиновника управления). В течение долгих веков до нашего
времени происходили экзамены на чины: экзаменующихся запирали для исполнения письменных
работ в особые кельи, где они проводили иногда несколько суток; соревнование было весьма велико, а
испытания очень строги, так что напр. на 30.000 испытуемых в трех самых населенных областях
выдавались только 500 дипломов. За то карьера ученого чиновника была вполне общедоступна: в
Китае не существовало никаких привилегий (преимуществ) и никаких ограничений.
Образованный высший класс, занимавший должности, удовлетворялся рассудочной
(рационалистической, от латинского слова ratio = разум) религией, проповеданной
Конфуцием. Сам Конфуций и его ученики, силой императорских указов возведенные в небесный чин
святых, богами не сделались: в посвященных им храмах нет никаких идолов или изображений; имена
их начертаны на досках, стоящих на алтаре; в честь их только поются гимны и славословия. Почитание
Конфуция входит в состав государственных обрядов, исполняемых императором, придворными
сановниками и мандаринами. Только правящие и должностные лица могут приносить жертвы и
обращаться с молитвами к великому Шанди (по старому обычаю под открытым небом), к солнцу,
луне и звездам. Весь остальной народ воспринимает благодать от высших богов не иначе, как через их
посредство.
Для конфуцианцев было ясно, что народные массы не могут успокоиться на такой сухой и
далекой от них обрядности. Поэтому они допустили старые, привычные народу заклинания бесов,
позволили даосам справлять молебны для прекращения засухи, для отражения опасности от тигров,
для спасения душ утонувших и т. д., хотя в глазах просвещенных правителей и чиновников все эти
обычаи основаны на грубых предрассудках. Мало того: конфуцианцы искусно воспользовались
народными верованиями дли целей управления.
Во всяком городе империи чтится особый бог-покровитель, который есть не что иное, как
умерший мандарин-правитель данной округи, императорским указом вознесенный в число
небожителей. Небесный чин этих богов вполне отвечает значению данного города в империи: на небе
такая же лестница почета, как и на земле; перейдя на тот свет, бывший градоначальник как бы
продолжает руководить паствой; он ведет летопись добрых и злых дел человеческих: о первых
докладывает великому небесному богу, о вторых князю ада. Городской бог — точно соглядатай адского
правителя; в его храме обыкновенно изображены на стенах мучения, которым подвергаются
нечестивцы в 10 отделениях адь, называемых «подземными тюрьмами».
Конфуцианцы не запрещают верить, согласно понятию дао
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|