|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Виппер
Средние века
стр. 7
подчиненных областных князей. После смерти Вэн-ваня они начали возбуждать к мятежу сына его У-
вана. Долго не решался на это У-ван, боясь разгневать Шанди, которому единственно дана власть
карать людей. Но когда горы стали обваливаться, реки выступили из берегов, разразились голод и
чума, и на небе стали видны два солнца, что явно свидетельствовало о неблаговолении Шанди к
правителю, У-ван поднял знамя восстания. В речи своей к войску он сказал: «свет добродетели
усопшего родителя моего подобен свету солнца и луны; если я одержу победу над Чжоу-синем, то это
будет последствием не моей храбрости, а безупречной добродетели Вэн-ваня, моего усопшего
родителя; если Чжоу-синь победит меня, то это будет не потому, что добродетель Вэн-ваня
несовершенна, а потому что я, слабый человек, не имею хороших качеств».
У-ван победил Чжоу-синя, и этим Небо выказало свою волю, оправдавши восстание. Чжоу-синь
заперся в своей столице, в Оленьей башне, и сгорел со всеми своими драгоценностями. Тайцзи
пыталась очаровать У-вана своей красотой, но он остался непоколебим и велел казнить ее. У-ван
сделался основателем третьей (Ч ж о у с к о й) династии, правившей очень долго (от 1122 до 256 г. до Р.
X.). В качестве мудрого и благодетельного государя он считается изобретателем компаса (в
действительности свойство магнитной стрелки стало известно китайцам несколько позже, но во
всяком случае задолго до европейцев); он же установил обычай давать умершим предкам посмертные
имена и возводить их в божественный чин. Тому же У-вану приписывается и установление
удельного порядка. Своим родственникам и близким, помогшим ему при восстании против
свергнутой династии, он роздал области в управление: удельные владетели должны были в известные
сроки являться ко двору государя, платить ему налоги, приводить на помощь военные отряды, а он
брал на себя решение споров между ними и вмешивался в случае столкновений.
При слабых преемниках У-вана удельные князя приобрели полную самостоятельность; они
перестали являться ко двору государя и подносить ему дары. Между ними происходили постоянные
усобицы, которые ослабляли Китай и открывали его разрозненные области нападениям диких
кочевников, напиравших с севера и запада, особенно племени хиунгну (по европейскому
произношению — гуннов). Однако время раздробления (УШ—Ш века до нашей эры) было вместе с
тем эпохой крупных умственных и религиозных движений, конфуцианства и даосизма, влияние
которых обнаружилось потом в великую пору образования китайской империи.
Конфуцианство. Основатель конфуцианства был современником Дария Гистаспа и родился в 551
г. до Р. Х. во владении удельного князя, составляющем нынешнюю область Шань-дунь на восточном
краю Китая близ моря. Его настоящее имя Кун-цю, по
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|