|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
О.И. Варьяш А.П. Черных
ПОРТУГАЛИЯ: ДОРОГИ ИСТОРИИ
стр. 87
ния и кривотолки. Внешне не противореча общему облику культуры своего времени, не отрицая роли неба в
земных делах, он на практике ищет конкретные, реальные подоплеки явлений8 и факты истории он пытается
рассмотреть во взаимосвязи. Благодаря литературному таланту и историческому подходу описываемые Лопешем
персонаяш обретают объемность в пространстве воссоздаваемой им исторической действительности.
Лопешу чуяч-да неточность или легковерность. Отношение к факту, к историческому материалу — это,
пожалуй, самое главное в его методе, и одновременно это — водораздел меячду хроникой и исследованием. В
стремлении к точности Лопеш пользуется методом сопоставления и приводит при этом различные версии и
мнения, подвергает критике неверные, на его взгляд, точки зрения (например, по поводу численности войск в
битве при Алжубарроте) 10.
Обилие используемого Лопешем документального материала тоже не случайно. В стремлении к
исторической правде «всего нашего тщания, по словам Лопеша, недостаточно, чтобы установить голую истину» и.
Именно в этом, в установлении истины, видит Лопеш задачу историка, и потому считает необходимым
использовать документы из многих хранилищ, сопоставлять сведения различных авторов, не доверяя ничему без
многократной проверки. При оценке чужих взглядов, при встрече с непонятными сведениями Лопеша отличает
реализм, ясность мысли, обстоятельность доказательств и изложения12.
Именно критическое отношение к документу и факту дает возмоячность защитникам Лопегаа-историка
считать его «основоположником, по крайней мере в Португалии, критической истории» 13. Возможно, в этом есть
некоторое преувеличение. Суть же в том, что труды Лопеша нельзя оценивать только как хроники или только как
исторические исследования. Очевидны бесспорные потери и в том и в другоим случае. А своеобразие и
уникальность творчества Лопеша в контексте как иберийской, так и мировой культуры именно в удивительном
сосуществовании исследовательского подхода и прямого отражения исторической действительности. Такое
переплетение — результат сложного, переломного характера эпохи Лопеша. Но нельзя не признать, что
критический подход решительным образом выделяет Лопеша даже на фоне европейской современной ему
историографии, и остается только сожалеть, что в истории исторической мысли он не занял пока подобающего
места.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|