|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
О.И. Варьяш А.П. Черных
ПОРТУГАЛИЯ: ДОРОГИ ИСТОРИИ
стр. 60
это время кортесы собирались 122 раза 5*. Редкие в XIII в. кортесы все чаще собираются в XIV в., потому что города
становятся все важнее в жизни страны в это время. Нелегкое XIV столетие — столетие войн, неурожаев, эпидемий
— требовало от королевской власти и казны большего напряжения. А именно от городов зависело на кортесах,
принять или отвергнуть королевскую просьбу о субсидии на войну или королевское бракосочетание; запретить
казне порчу монеты или позволить уменьшать в ней содержание драгоценного металла, чтобы поправить
финансовые дела королевства 14.
После упорной борьбы в 1383—1385 гг., когда на трон взошла Ависская династия португальских королей, в
чем города сыграли решающую роль, а кортесы — далеко не последнюю, их влияние неизмеримо возросло.
Особенно это заметно при Жоане ï и его сыне Дуарте. За 50 лет правления Жоана кортесы собирались 25 раз, т.е. в
среднем каждые два года. Дуарте стоял у власти всего 5 лет, созвав за эти годы кортесы четырея^ды. При Афонсу
V за 43 года кортесы собирались 20 раз. Затем их ассамблеи заседают все реже и реже, замирая к концу XVI в., в
связи с развитием в португальском государстве черт абсолютизма, избегавшего сословного представительства.
Пережив упадок в XVI — начале XVII в., кортесы ненадолго вновь заняли прежнее место в жизни
португальского общества сразу же после 1640 г., когда они стали выражением единства народа и королевской
власти в борьбе за независимость страны от Испании и символом старой доброй Португалии, к истокам и
основам которой обращали свои взоры политики избавившегося от чужеземного владычества народа6*.
Благодаря их усилиям родилась патриотическая легенда о кортесах в Ламегу — мифических кортесах 1143 г.,
якобы провозгласивших Афонсу Энрикеша королем Португалии и вручивших ему от имени народа право на
владение страной и управление португальцами 15. Делая пародную волю источником королевской власти, легенда
оправдывала разрыв с Испанией и делала законной передачу португальского престола династии герцогов
Брагансских.
Трудно сказать, зависела ли периодичность созыва кортесов от королевской воли или, наоборот, была
показате-
5* Некоторые заседания кортесов не документированы, поэтому
19 собраний вызывают сомнения. ô* См. очерк «Конец эпохи трех Филиппов)).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|