|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
О.И. Варьяш А.П. Черных
ПОРТУГАЛИЯ: ДОРОГИ ИСТОРИИ
стр. 29
И все же серединой XIII в. можно датировать завершение территориального складывания Португальского
королевства. Практически уже тогда определились его постоянные границы, которые почти не изменились по
сию пору. С востока и севера ограниченная все усиливавшейся Кастилией, с запада — океаном, Португалия как
будто с разбега остановилась, достигнув Фару — южного мыса полуострова, и обратилась к своей внутренней
жизни. Конец XIII — начало XIV в.— эпоха «устроения» Португалии, эпоха возникновения кортесов, подъема
городов, расцвет культуры.
Завершение Реконкисты в середине XIII в. имело, как нам видится, и другие последствия. Во-первых,
накопленные военные традиции и порожденная военно-политической обстановкой социальная структура
(отличавшаяся в том числе и высокой ролью и большой численностью рыцарского сословия) искали применения
и нашли его впоследствии, в частности в морских экспедициях. Во-вторых, выход из Реконкисты на той ее стадии,
когда она еще не получила окраски исключительно борьбы с инаковерием, смягчил многие острые углы
взаимоотношений мусульман и христиан в Португалии, обеспечил большую, чем можно было бы ожидать,
терпимость к иноэтыическим группам, что оставалось свойственным стране и в позднейшие эпохи.
Наконец, сравнительно раннее складывание стабильных границ ограниченной и относительно небольшой
территории способствовало возникновению тенденции к рапной централизации государства и осознанию
португальцами себя единой общностью. Это особенно повлияло на события следующего, XIV столетия.
Скипетр против посоха
Христианская церковь играла па полуострове особую роль. Близость иноверческого населения заставляла ее
внимательно следить за пиренейскими делами и при необходимости вмешиваться в их ход. Тому было по
крайней мере дге причины. Прежде всего церковь испытывала опасения за чистоту веры, вполне оправданные,
если учесть тесные контакты христиан и мусульман. После арабского завоевания в мусульманских городах
значительная часть населения продолжала исповедовать христианскую религию. Жи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|