|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
О.И. Варьяш А.П. Черных
ПОРТУГАЛИЯ: ДОРОГИ ИСТОРИИ
стр. 26
менты, исходящие от тех, кто был тесно связан с военно-политическими событиями, кто имел собственное мнение
о них и в какой-то мере мог выразить его.
Однако, вчитываясь в тексты грамот Энрике, Афонсу, Самшу I, с удивлением замечаешь, что военные события
— сражения, захват городов и земель находят в них весьма слабое отражение. В грамотах, которыми король
жаловал участникам похода захваченные земли, лишь бегло упоминается, что дарение совершается в
благодарность за верную службу, иногда — за помощь во время осады замка или города 13.
Более того, в жалованных грамотах редки упоминания об арабах, которые, если и встречаются, не
сопровождаются какими-либо оценками или эпитетами ни в этническом, ни в религиозном отношении.
Примечательно другое: с точки зрения военной опасности документы не различают сарацин и христиан. Не раз
указывают грамоты, что вассал верно служил «в землях сарацин и христиан», что он должен помогать «в делах и
войнах как с христианами, так и с сарацинами». По договору Альфонсо VII Кастильского и Афонсу Энрикеша,
последний обязан помогать, если в земли Альфонсо вторгнется «какой-либо король христиан или язычников» 14.
Даже в этом — «межгосударственному—документе на первом месте оказались противники-христиане.
Угроза военной опасности со стороны братьев по вере подтверждается многочисленными историческими
фактами. Это и союзы с арабскими правителями против христианских соседей, и пленение Афонсу Энрикеша
при Бада-хосе христианским государем и др.
Сильнее всего религиозное противостояние арабов и христиан выразилось в дарственной Афонсу Ордену
тамплиеров и в его послании папе Александру III. Однако подчеркивание заслуг перед богом и папским
престолом обусловлено, очевидно, характером документов и их адресатов и5.
Весьма немногочисленные и сдержанные упоминания о Реконкисте отнюдь не вызывают в памяти красочные
тексты поздних хроник, живописующие войну за святую веру, гибель тысяч людей, воспевающих доблесть и
преданность христианского рыцарства. Более того, источники совершенно иного типа — жития святых — по
времени записи, близкие, как считают португальские историки, к грамотам Афонсу и посвященные деяниям
живших во времена Афонсу праведников, тоже почти ничего
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|