|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
О.И. Варьяш А.П. Черных
ПОРТУГАЛИЯ: ДОРОГИ ИСТОРИИ
стр. 25
Таким образом, перелом в отношениях мусульман и христиан на полуострове произошел, надо полагать, в
конце XI—XII в., т.е. в эпоху Энрике и Афонсу Энрикеша. Одни историки считают события Реконкисты тех лет
лишь серией военных предприятий, другие полагают, что португальскими рыцарями она была осознаваема
именно с религиозной точки зрения, чтобы «утверждать справедливость детей господа над последователями
Магомета» и.
Исторические памятники XII в.—вот те свидетеле, которые помогут ответить на вопрос, как же португальцы
сами воспринимали своих соседей и традиционных противников в то время, чем для них была бесконечная
военная кампания, устремленная на юг полуострова.
Казалось бы, естественнее обратиться к хроникам — ведь они непременно должны были запечатлеть подвиги
Реконкисты. Однако древнейшие хроники — Хроника готов и Старые анналы — крайне скупы в сообщениях о
победах и поражениях. Они рассказывают лишь о фактах захвата городов и земель христианами или
мусульманами, не давая ни подробностей, ни оценок. То же сохраняется и в чуть более поздних хрониках.
«В год 1177 в июле месяце, в день святого Иакова, в месте, которое называется Сурик, было большое сражение
между христианами и маврами; португальцев возглавлял король Ильдефонс, а со стороны язычников король
Эсмар, который, будучи побежден, бежал». «В год 1223... было большое сражение между христианами и
сарацинами в месте, которое зовется Аларкос, и во главе сарацин был Амирамолим, а во главе христиан король
Альфонс господин Кастилии, который, будучи побежден, бежал».
Это — два типичных примера описания португальскими хрониками сражений «верных» с «неверными». А
знаменитое взятие Лиссабона удостоилось таких строк: «....был взят город Лиссабон войском Ильдефонса
Португальского, короля, в октябре месяце; и Синтра, и Алмада, и Палмела в том же месяце» 12.
Другие же хроники, содержащие красочные картины битв, речи королей и военачальников, относятся обычно
к более позднему времени и безусловно несут па себе печать восприятия Реконкисты их эпохой. Наиболее
живым, близким к действительности материалом является, несомненно, повседневная документация, среди
которой особенно интересны королевские грамоты: ведь это доку
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|