|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
О.И. Варьяш А.П. Черных
ПОРТУГАЛИЯ: ДОРОГИ ИСТОРИИ
стр. 21
счел возможным включить «Завоевание Лиссабона» Осбер-на в свое знаменитое издание исторических
средневековых памятников 1*.
Внимательный взгляд, непосредственное участие Осбер-на в походе, определенная отстраненность в
изложении событий дают нам возможность увидеть все подробности осады Лиссабона в 1147 г.2
Когда корабли крестоносцев прибыли в Порту, к ним обратился епископ города, приветствуя каждого
крестоносца согласно обычаю его страны. Собрав военачальников, он передал им просьбу Афонсу помочь в осаде
Лиссабона. Взывая к доблести воинов христовых, епископ в то же время передал и обещание короля достойно
вознаградить их в случае успеха. В июне предводители «франков» встретились с Афонсу и обсудили условия
осады.
Послание Осберна донесло до нас не только описание военных действий, но и настроения воинов-христиан.
Во время мессы, которую Афонсу повелел отслужить перед началом боевых действий, гостим 2*, к ужасу
собравшихся, оказалась пропитанной кровью. Разгорелись споры о толковании этого чуда: грозное
предзнаменование или благой знак? Пораженные этим явлением, тем не менее христиане решили не отступать и
драться до победы.
Двадцать недель продолжались сражения под стенами. Осаждавшие несколько раз пытались вырыть
подкопы, разрушить городские стены. Ими были сооружены передвижные осадные башни. Сражения у стен
города закипали ежедневно. Правитель Лиссабона пытался обратиться за помощью к другим мусульманским
городам. Ему удалось выслать гонца лишь в Эвору, но на обратном пути тот был убит, и в руки христиан попал
ответ правителя Хворы, сообщавшего обреченным лиссабонцам, что он не может оказать им поддержку, ибо не
смеет нарушить мирный договор с Афонсу.
Вылазки арабских воинов за стены города пе могли разорвать кольцо осады. Погибшие в этих сражениях
подвергались поруганию со стороны христиан: их головы были насажены на кол и выставлены у городских стен,
хотя арабы молили отдать их для погребения. В городе начался голод. Четыре с лишним месяца осады сломили
упорство защитников. Правитель Лиссабона обратился к Афонсу
** Partiigaliae Monumenia Historica. Scriptores. Lisboa, 1856. T. 1. 2* Гостим — облатка из пресного пшеничного теста, употребляемая с XII в.
в католической церкви для причащения (аналогична просфоре).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|