|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
О.И. Варьяш А.П. Черных
ПОРТУГАЛИЯ: ДОРОГИ ИСТОРИИ
стр. 16
епископ Браги был воспитателем и долгое время оставался первым советчиком Афонсу. Стремления к церковной
и политической самостоятельности совпали. Видимо, отчасти этим можно объяснить то, что Афонсу,
провозгласив себя королем, в поисках возможного гаранта действительной независимости Португалии обратил
свой взор к римскому престолу. Афонсу просил папу Люция II (1144—1145) принять Португалию под свое
покровительство как вассала с условием выплаты ежегодного взноса в размере 4 унций золота 13. Это произошло
сразу после договора с Альфонсо VII в Саморе, что выявляет непосредственную связь двух событий и стремление
срочно закрепить достигнутый успех. Как писал А. Эркулану, Португалия могла избежать зависимости от
Кастилии, только сменив ее трон на тень папского престола 14.
Каково же было отношение папства к этому предложению и чем оно объяснялось? Чтобы ответить на этот
вопрос, надо учитывать два условия: военно-политическую обстановку на полуострове и положение папского
престола в то время. Под первым из них разумеется собственно Реконкиста, понимаемая как война с арабами.
Папская власть была весьма заинтересована в ее успехе, как с точки зрения чисто религиозной, так и с точки
зрения расширения христианского мира со всеми — идеологическими, политическими и экономическими —
последствиями. Папы не раз благословляли войны с мусульманами, подчеркивая религиозное противостояние
исламу, на первом этапе Реконкисты зачастую отсутствовавшее в феодальных войнах на Пиренейском
полуострове.
Второе условие — возросшее влияние папского престола в жизни западноевропейских стран в конце XI в. и
теократические притязания пап. Христианские пиренейские государства в целом вели самостоятельную
политику. Усиление Леоно-Кастильской монархии и титул императора, принятый Альфонсо VI, а затем и
Альфонсо VII, особенно на фоне борьбы Священного престола с Германской империей, вызывало беспокойство
пап.
Этим объясняется постоянный контроль и вмешательство пап в пиренейские дела. Папские легаты смещают
неугодных епископов, мирят королей, отлучают государей, налагают интердикт3*. Папский легат присутствовал и
на переговорах в Саморе.
* Интердикт — церковное наказание, состоявшее в запрещении совершать богослужение и религиозные обряды.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|