|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
М.М. СТАСЮЛЕВИЧ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Крестовые походы (1096-1291 гг.)
стр. 568
ван; и как поступают бароны и другие знатные люди, заседающие в палате и суде, и судьи, и адвокаты (les
plaideors), пока король еще не коронован. Итак, я начну свою книгу с того, что я слышал о короле и прочем
вышесказанном.
Эти 5 глав составляют пролог к «Книге Ибелина»; с 6-й главы и до последней, 272-й, восточный юрист приступает к изложению всего
кодекса феодального права: сказав сначала о короле, его венчании и т. д., он долго останавливается на объяснении устройства Верхней
палаты и процедуры ее дел; определяет точно обязанности сюзерена и вассалов, и особенно подробно говорит о так называемом semonce,
то есть оповещении вассалов сюзереном об исполнении ими той или другой обязанности, ибо это оповещение составляло краеугольный
камень феодального здания (см. объяснение semonce выше); последние главы, начиная с 251-й, посвящены сначала (а именно всего 5 глав,
251-255-я) предмету в то время весьма маловажному, а именно воланам (vilains, чернь, люди), то есть массе населения, стоявшей вне
феодального общества; потом он переходит к описанию придворных чинов, коннетабля, маршала и т. д. и исчислению церквей,
подчиненных главным метрополиям, вассальных баронете Иерусалимского королевства, городов, имеющих Палаты граждан и суды;
наконец, две последние главы представляют огромный список, в котором обозначено, сколько рыцарей и пехоты должны поставлять
светские вассалы и, в случае крайности, даже церкви — так, патриарх Иерусалимский ставил 500 пехоты, капитул Гроба 500; монастырь
Иоса-фата 150; гора Сион 150; Масличная гора 50; Храм Господень 50; Мария Латинская 50; город Иерусалим 500; Акра 500; Тир 100 и т.
д. Последняя глава 273 служит эпилогом, как первые 5 составляли пролог.
ГЛАВА CCLXXIII Вот
последняя глава этой «Книги».
Вы видели выше ассизы и обычаи Иерусалимского королевства, как положил им основание Готфрид
Бульонский, который был первым иерусалимским королем, хотя он и не хотел носить золотой короны; но об
этом мы сказали в прологе к этой книге (в гл. I). Он царствовал один год. После него правил Балдуин, его брат, 18
лет. Он был первый латинский король, носивший корону Иерусалимского королевства, умер в Египте, был
отнесен в Иерусалим и погребен на Лобном месте, перед Голгофой, возле брата Готфрида; на его гробнице
написали следующие стихи:
Rex Baldewinus, Judas alter Machabeus, Spes patrie, vigor ecclesie, virtus utriusque; Quem formidabant, cui dona, tributa ferebant Cedar et
Egyptus, Dan ac homicida Damascus.
Proh dolor! in modico clauditur hoc tumulo1
После него был коронован Балдуин Бургский по прозванию Жало (Aguillon), и он правил 18 лет2, ведя добрую
и хорошую жизнь, и при смерти сделался каноником Гроба. После него был коронован Фулько, зять
вышеупомянутого Балдуина; он правил 12 лет и умер под Акрой, охотясь за зайцем, и был отнесен в Иерусалим.
И после него правил Балдуин (III), его сын, 20 лет. И после него правил Амальрик, его брат, 11 лет. И после него
правил Балдуин (IV), его сын, Прокаженный, 11 лет; и он при своей жизни короновал малолетнего Балдуина (V),
который был сыном маркиза. При жизни всех этих семи королей, что составляет 86 лет, ас-сизы были составлены
и утверждены. До завоевания этой земли (Саладином, в 1187 г.) ими пользовались как нельзя лучше; мы же имеем
о них довольно скудные сведения, и то, что знаем, знаем по слуху и по обычаю. И мы считаем ассизом то, что мы
видим употребляется как ассиз; нам говорят, что это ассиз и что неизвестно, отменен ли он или нет, но говорят
всегда по совести и по разумению. Ассизами пользовались лучше и вернее в прежнем Иерусалимском
королевстве до завоевания этой земли (до 1187 г.), где находились ассизы, как о том сказано в прологе к книге: по
завоевании же земли все было потеряно
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|